Дизартрия у детей: виды, симптомы, обследование, лечение

Дизартрия у детей

Дизартрия у детей – это сложное речевое расстройство, возникающее при нарушении нейромоторного механизма речи. Синдром проявляется артикуляционными трудностями, звукопроизносительными дефектами, диспросодией. Возможны затруднения глотания, гиперсаливация, расстройства произвольной моторики и координации. Для установления центральных причин дизартрии выполняется церебральная МРТ, ЭФИ. Неврологическое обследование дополняется нейропсихологическим и логопедическим тестированием. В лечении применяется комплекс методов: фармакотерапия, физическая реабилитация, логотерапия.

МКБ-10

  • Причины
  • Патогенез
  • Классификация
  • Симптомы дизартрии у детей
  • Осложнения
  • Диагностика
  • Лечение дизартрии у детей
    • Терапия и реабилитация
    • Логопедическая коррекция
  • Прогноз и профилактика
  • Цены на лечение

Общие сведения

Дизартрия – распространенный паторечевой синдром в логопедии детского возраста. Ее стертая форма выявляется у 25-70% детей с перинатальной патологией ЦНС. В клинике детского церебрального паралича частота дизартрических расстройств составляет от 60 до 85%. По своему речевому статусу дети-дизартрики могут относиться к категории ФФН или ОНР 1-4 уровня. Степень расстройства речевой функции зависит от тяжести и локализации церебрального поражения, колеблется от стертой дизартрии до анартрии.

Причины

Дизартрия детского возраста – это врожденный или рано приобретенный синдром. Этиологические предпосылки для ее развития возникают в пренатальном, натальном или раннем постнатальном периоде. Факторами риска развития дизартрии у детей выступают:

1. В пренатальном периоде:

  • генетическая патология;
  • внутриутробные интоксикации и инфекции;
  • гипоксия плода;
  • иммунологический конфликт по резус-фактору.

2. В интранатальном периоде:

3. В постнатальном периоде:

  • ядерная желтуха новорожденных;
  • гидроцефалия;
  • менингоэнцефалиты различной этиологии;
  • травмы головы;
  • церебральные опухоли;
  • детские инсульты.

Дизартрия может развиваться у детей с нормальным психофизическим развитием, двигательными нарушениями (ДЦП), ЗПР и олигофренией. Нередко она сочетается с другими речевыми синдромами: задержкой развития речи, заиканием, моторной алалией.

Патогенез

Перечисленные вредоносные воздействия вызывают поражение церебральных структур, регулирующих моторное звено речи: черепно-мозговых нервов (чаще IX – языкоглоточного, X – блуждающего, XII – подъязычного; реже VII – лицевого и V – тройничного), их ядер, коры или пирамидных путей. В зависимости от топики поражения развиваются различные расстройства мышечного тонуса речевой мускулатуры и двигательные нарушения, препятствующие нормальной артикуляции.

Так, при поражении корковых речевых центров ведущим звеном в структуре дефекта становится артикуляционная апраксия. На повреждение проводящих корково-ядерных путей указывают спастические и вялые параличи. При поражении стриопаллидарной системы развиваются гиперкинезы и мышечная дистония. Повреждение ствола мозга проявляется синкинезиями, мышечной ригидностью, оральными автоматизмами. Мозжечковые поражения сопровождаются атаксией и мышечной гипотонией.

Классификация

Дизартрию у детей классифицируют с учетом локализации поражения, тяжести протекания, симптомологии. Наиболее часто в неврологической практике используется топическая классификация, выделяющая следующие формы:

  • Псевдобульбарная. Самый частый вариант дизартрии у детей. Возникает в результате поражения корково-ядерного (пирамидного) тракта. Может быть паретической и спастической.
  • Бульбарная. Обусловлена поражением ганглиев черепных нервов, сосредоточенных в продолговатом мозге. Для детского возраста не характерна.
  • Экстрапирамидная (подкорковая). Развивается при поражении подкорковых нервных узлов.
  • Мозжечковая. Связана с повреждением мозжечка. В педиатрической практике наблюдается редко.
  • Корковая. Возникает при очаговых изменениях моторных корковых областей. У детей признается не всеми исследователями. Некоторые отождествляют ее с моторной алалией, поскольку в структуре первичного дефекта также отмечается кинетическая либо кинестетическая апраксия.

По выраженности (тяжести) симптомов дизартрия может иметь следующие степени:

  • анартрия – самая тяжелая форма, речь нечленораздельная или отсутствует;
  • дизартрия средней степени – тяжелые и множественные дефекты звукопроизношения, речь малопонятна, голос назальный, тихий;
  • стертая дизартрия (минимальные дизартрические расстройства) – легкая форма, артикуляционные движения недостаточно точные, из-за чего нарушается фонетика и слуховое восприятие.

Симптомы дизартрии у детей

Признаки нарушенного речевого онтогенеза выявляются еще в младенчестве. Крик новорожденных прерывистый, слабый. У грудничков отмечается вялое сосание, поперхивание молоком, частое срыгивание. Гуление и лепетные реакции запаздывают, характеризуются ограниченностью вокализаций. Все речевое развитие искажается и задерживается по срокам.

При дизартрическом синдроме нарушаются все операции внешнего высказывания: артикуляция и фонемообразование, голос и просодика, темпо-ритмическая организация.

При наиболее типичной для детей псевдобульбарной форме речь становится замедленной, напряженной. Движения языка и губ ограничены в виду парезов, сила воздушной струи недостаточна для внятной фонации. Характерными дефектами для детской дизартрии являются палатализация согласных (смягчение), межзубное или боковое произношение. Голос слабый, неинтонированный, осиплый, гнусавый. Речь в целом невнятная («будто каша во рту»).

Лицо ребенка амимично, асимметрично, рот часто приоткрыт. Движения губ, щек, языка ограничены. Отмечается гиперсаливация, дисфагия, трудности с откусыванием и пережевыванием жесткой пищи. Могут иметь место тремор и гиперкинезы в артикуляционной и лицевой мускулатуре, оральные синкинезии. Дополнительные трудности при артикуляции создают готическое небо, укорочение подъязычной связки, которые часто выявляются у детей с дизартрией.

Минимальный дизартрический синдром характеризует отсутствие грубых нарушений речевой моторики. Артикуляция нечеткая, смазанная. Частыми фонетическими дефектами служат сигматизм шипящих и свистящих, ротацизм, дефект озвончения. Возможно недоразвитие фонематических процессов (ФФН).

Осложнения

Дизартрия относится к тяжелым нарушениям речи, влияет на формирование всех языковых подсистем у детей. Ограниченность речевой практики приводит к задержке психического развития, снижению познавательной активности. В школьном возрасте дети обычно сталкиваются с проблемой специфических расстройств развития школьных навыков (дисграфией, дискалькулией, дислексией). Возможно формирование комплекса неполноценности, связанного с ограниченными физическими и речевыми возможностями, недоброжелательным отношением сверстников, необходимостью частых госпитализаций.

Читайте также:
Болезни по ногтям: как определить состояние здоровья по внешнему виду ногтей[Болезни ногтей]

Диагностика

Из сопроводительной медицинской документации логопед-дефектолог получает необходимые сведения о сопутствующих диагнозах ребенка, его психоневрологическом статусе, результатах инструментальной диагностики (церебральной МРТ, ЭНМГ, ЭЭГ). В ходе беседы с родителями уточняет ранее психомоторное и речевое развитие пациента, динамику заболевания, актуальные жалобы. Логопедическая диагностика дизартрии включает:

  1. Оценку строения и функции артикуляционного аппарата. Обращается внимание на выраженность и симметричность носогубных складок, состояние тонуса лицевой мускулатуры, наличие слюнотечения, синкинезий. Выполняются статические и динамические функциональные пробы на дизартрию.
  2. Исследование дыхания и голоса. Определяется тип, ритм, объем дыхания, тембр и модулированность голоса. У детей с дизартрией дыхание поверхностное, неровное, голос – слабый, назальный, монотонный.
  3. Обследование лексико-грамматической подсистемы. Выясняется состояние сенсорной и моторной речи, объем лексического запаса. Исследуются навыки словоизменения, согласования, умение составлять фразу и связное высказывание.
  4. Обследование фонематических процессов: Проводятся тесты на акустическое различение фонем, сформированность фонематического синтеза, анализа, представлений. Исследуется слуховая дифференциация всех оппозиционных фонем (звонких-глухих, ротовых-носовых, свистящих-шипящих, заднеязычных-переднеязычных и т.д.).
  5. Обследование фонетической подсистемы языка. Начинается с проверки гласных и звуков раннего онтогенеза. Затем исследуется произношение всех остальных фонем, состояние звуко-слоговой структуры слов, просодики.

При диагностике дизартрии часто выявляются сопутствующая неврологическая симптоматика: гиперсаливация, синкинезии, рефлексы орального автоматизма, гиперкинезы, оральная апраксия. В логопедическом заключении указывается речевой статус (ОНР, ФФН) и клиническая форма дизартрического синдрома.

Лечение дизартрии у детей

Терапия и реабилитация

Медицинская терапия, физическая реабилитация и логопедическая работа неразрывно связаны между собой и должны проводиться параллельно. Наряду с логопедом, детей с дизартрией наблюдают детский невропатолог, врач ЛФК. В течение года пациенты должны проходить несколько курсов поддерживающего медикаментозного лечения с приемом ноотропов, нейропротекторов, сосудистых препаратов.

Обязательным является проведение немедикаментозных мероприятий: ЛФК, массажа, физиотерапии, гидрокинезиотерапии, рефлексотерапии. Хорошим реабилитационным потенциалом обладают новые технологии, появившиеся в последние годы: Бобат-терапия, Войта-терапия, метод Кастильо Моралес.

Логопедическая коррекция

Основными стратегическими задачами и содержанием работы с детьми, страдающими дизартрией, являются:

  1. Нормализация тонуса артикуляционной мускулатуры: дифференцированный логопедический массаж, пассивно-активная речевая гимнастика, логопедическое тейпирование.
  2. Развитие общей и тонкой моторики: логопедическая ритмика, пальчиковая гимнастика, биоэнергопластика, су-джок терапия.
  3. Развитие функции дыхания и силы голоса: дыхательные, фонопедические упражнения.
  4. Коррекция нарушенных речевых процессов: формирование лексического запаса, грамматического строя, развитие фонематических функций, звукопостановка.

Особенностью логопедической работы с ребенком-дизартриком является сложность выработки и закрепления артикуляционных укладов, их точной переключаемости, ввиду чего процесс автоматизации звуков может растягиваться на неопределенное время. Логопедические занятия при дизартрии у детей проводятся годами, нередко вплоть до средней и старшей школы.

Прогноз и профилактика

Дальнейшая социализация детей, имеющих дизартрические расстройства, напрямую зависит от причины и выраженности речевой и неврологический симптоматики, полноты лечебно-коррекционных мероприятий. Дети со стертой дизартрией хорошо компенсируются в процессе занятий, обычно не имеют проблем с коммуникацией и самореализацией. Дети-инвалиды, имеющие серьезные двигательные нарушения, когнитивное снижение, требуют постоянной помощи и ухода.

Профилактика дизартрии направлена на предупреждение факторов, вызывающих речевые нарушения: травм головы, нейроинфекций, церебральной гипоксии, токсических воздействий на мозг на всех этапах онтогенеза. Ранее обращение к логопеду позволяет избежать психологических травм, связанных с трудностями общения и обучения.

Дизартрия – симптомы и лечение

Что такое дизартрия? Причины возникновения, диагностику и методы лечения разберем в статье доктора Раскатовой Ольги Викторовны, логопеда со стажем в 4 года.

Определение болезни. Причины заболевания

Дизартрия — нарушение речи, вызванное органическим поражением нервной системы. Дизартрия у ребёнка формируется из-за недостаточного снабжения нервными окончаниями органов речевого аппарата [9] . Связь органов речи с центральной нервной системой ухудшается, и ребенок испытывает трудности в правильном произношении звуков.

Чаще всего причиной дизартрии является гипоксия плода во время беременности, т. е. недостаток кислорода, поступающего плоду от его матери. Она может возникать при различных обстоятельствах:

  • неблагоприятные экологические условия;
  • соматические заболевания, перенесённые будущей мамой во время беременности или до неё;
  • вредные привычки обоих родителей;
  • наследственная предрасположенность.

Неблагоприятное действие могут иметь травмы, полученные ребёнком в родах, серьёзные инфекционные заболевания нервной системы, перенесённые в раннем детском возрасте и имевшие различные осложнения, к примеру, менингит.

В старшем возрасте причиной дизартрии могут стать черепно-мозговые травмы, нарушения кровообращения, опухоли головного мозга, инсульты . Имеет место также наследственный фактор, например, наследственные болезни нервно-мышечной системы [9] .

Таким образом, дизартрия бывает как врождённой, так и приобретённой.

Чаще всего при рождении таким детям ставится какой-либо неврологический диагноз: микроочаговый синдром, перинатальная энцефалопатия, пирамидная недостаточность и др. [9] .

Симптомы дизартрии

Одним из симптомов дизартрии является нарушение или невозможность удержания позы органов артикуляции и/или серии их переключений. Ребёнок при этом не может принять заданную позицию языка/губ, например, поднять язык за верхние зубы и удержать его несколько секунд, опустить за нижние зубы и зафиксировать там. Ребёнок затрудняется цокать языком (упражнение “Лошадка”) и удерживать подбородок и губы в улыбке неподвижными. Возможен вариант, когда мышцы лица и язык слишком напряжены. Или же язык всё время расслаблен, безвольно лежит внизу, рот постоянно приоткрыт. Это кажется просто привычкой, но для опытного логопеда и невролога это знак, говорящий о слабости мышц органов артикуляции, а значит, о слабой их иннервации (снабжении нервами).

Читайте также:
Аллергический дерматит. Лечение у взрослых, причины, симптомы на руках, голове, лице. Диета, мази, препараты в таблетках

Возникают проблемы звукопроизношения. Это наиболее очевидный для родителей и всех окружающих симптом. Многие согласные звуки вообще отсутствуют, ребёнок их не произносит, даже по достижении пятилетнего возраста, когда речь уже должна быть сформирована.

Или же звуки есть, но некоторые из них явно искажены. Возможны различные варианты искажения:

  • межзубное произношение [С], [З], известное, как шепелявость;
  • искажение [Ш], [Ж], при котором звук оказывается с призвуком [Ф];
  • усреднённое произношение, когда звук в равной степени похож и на [Ш], и на [С];
  • неправильный звук [Л] (обычно похож на [В]);
  • искажение звука [Р] (наблюдается чаще остальных).

Нарушается темпо-ритмическая организация речи. Окружающие отмечают, что речь сбивчивая, очень быстрая, ребёнок глотает части слов или выбрасывает слова из фразы целиком. Реже, наоборот, говорит медленно, тихо, слабо, как старая пластинка, растягивая фразы. Речь обычно смазанная, создается ощущение “каши во рту” у ребёнка.

Дыхание при произнесении у ребенка-дизартрика сбивчивое, он будто бы задыхается, нужно время, чтобы отдышаться и продолжить разговор.

Может изменяться голос: становиться глухим, плоским [11] . Звонкие и глухие согласные звуки при этом слышатся почти одинаково.

Патогенез дизартрии

Патогенез дизартрии определяется органическим поражением нервной системы (как центральной, так и периферической). Происходит это под влиянием вредоносных факторов, чаще во внутриутробном периоде развития, в момент родов или в раннем детстве.

Из-за недостаточного снабжения речевого аппарата нервными клетками нарушены связи периферических органов (в нашем случае органов речи) с центральной нервной системой, с ледовательно, управление этими органами частично затруднено. Это в свою очередь неблагоприятно влияет на развитие мышечной ткани речевого аппарата. Нарушается тонус мышц: они становятся ригидными (неподатливыми), паретичными (слабыми) или спастичными (возникают спазмы) и др. Вся эта симптоматика препятствует чёткой нормативной фонации звуков речи [9] .

Классификация и стадии развития дизартрии

Выделяются следующие формы дизартрии в зависимости от поражения структур головного мозга [9] .

Бульбарная дизартрия является следствием повреждения бульбарной группы черепно-мозговых нервов: языкоглоточного, блуждающего и подъязычного. Характеризуется слабостью мышц артикуляции, снижением тонуса мышц. В результате речь невнятная, крайне замедленная, лицо обеднено мимикой.

Подкорковая дизартрия имеет место при поражениях подкорковых узлов головного мозга. Отличается наличием гиперкинезов — насильственных мимических движений, неконтролируемых ребёнком. Тонус мышц меняется от нормального к повышенному. Страдает темпо-ритмическая организация речи.

Мозжечковая дизартрия наблюдается при поражении мозжечка или его связей с другими структурами нервной системы. Отличается скандированной, “рубленной” речью. Нет плавности перехода от одного слова к другому.

Корковая дизартрия , как следует из названия, связана с поражением коры головного мозга, а именно, нижнего отдела передней центральной извилины одного или обоих полушарий. Также корковую дизартрию диагностируют при поражении доминантного полушария (для правшей — левого, для левшей — правого) в нижних постцентральных отделах коры. Дети с такой формой неплохо овладевают изолированным произношением звуков, но с большим трудом используют в потоке речи, иногда пропускают вовсе.

Псевдобульбарная дизартрия отмечается при двустороннем поражении двигательных корково-ядерных путей, соединяющих ядра черепных нервов ствола головного мозга с корой. Характеризуется невозможностью организовать чёткие ритмичные движения. В раннем детстве такой ребенок часто пепёрхивается, с трудом жуёт, в более старшем возрасте обнаруживается ряд проблем с речью в связи с плохой подвижностью артикуляционных мышц, речь крайне невнятна.

Выделяется несколько степеней дизартрии [6] :

Первая степень. Чаще всего говорят о стёртой дизартрии, в этом случае дефекты звукопроизношения могут быть едва заметны окружающим. Они выявляются логопедом, при коррекции отличаются особой стойкостью, а значит, времени и сил придется потратить много. Как правило, такие дети наблюдаются у невролога на 1-2 году жизни, но благодаря пластичности детской нервной системы многие симптомы к 4-5 годам компенсируются, ребёнок “перерастает” их. Неприятным сюрпризом оказываются устойчивые проблемы со звукопроизношением в дошкольном возрасте.

Вторая степень. Дефекты звукопроизношения сильно заметны окружающим, но в целом речь остается понятной. Наряду с речевой симптоматикой наблюдается также психологическая. Часто выявляется недостаточность мелкой и крупной моторики, некоторая неуклюжесть, расстройство поведения, эмоционально-волевой сферы, отмечается синдром дефицита внимания , гиперактивность и др.

Дети с первой и второй степенью дизартрии, как правило, имеют достаточно сохранное мышление.

Третья степень. Понимание речи ребёнка-дизартрика затруднено для окружающих. Часто бывает не понятно, что говорит рёбенок. Неречевая симптоматика выражена чрезвычайно ярко. Критический уровень недоразвития речи самым негативным образом отражается на поведении и на мыслительных процессах ребёнка. Можно говорить о нарушении работы почти всех психических функций: памяти, внимания, мышления, эмоционально-волевой сферы и др.

Четвёртая — самая тяжелая степень. Речь практически всегда непонятна даже самым близким людям или же отсутствует вообще.

На полную коррекцию звуков в речи можно рассчитывать при первой и второй степенях. Третья и четвертая степень диагностируется при грубых поражениях, например, у детей с детским церебральным параличом (ДЦП), прогноз коррекции здесь менее оптимистичный.

Осложнения дизартрии

Если нарушение не корректировать, у ребёнка-дизартрика могут возникнуть неприятные последствия или, выражаясь медицинским языком, осложнения. Ввиду нечёткого произношения звуков, нарушается их восприятие. Это приводит к смешению нескольких звуков в речи.

Читайте также:
Для чего употребляют клевер луговой в народной медицине

Проблема 1: сложности в школе с письмом. К примеру, ребёнок не может чётко назвать звук, присутствующий в слове ([С] или [Ш], [Л] или [В]) и, соответственно, не знает, какую букву нужно написать. Как следствие, у него низкая успеваемость.

Проблема 2: проблемы в общении со взрослыми. Невнятная речь мешает социализации ребёнка среди взрослых, становится причиной неуверенного поведения, не позволяет задавать вопросы и развиваться.

Проблема 3: сложности в общении с ровесниками. Некоторые дети могут насмехаться над ребёнком-дизартриком, что приводит к психологическим комплексам и неуспешности в своей среде.

Таким образом, ребёнка с дизартрией не уважают учителя и одноклассники. Это не может не отразиться на дальнейшей профессиональной деятельности и личной жизни самым неприятным образом [8] .

Диагностика дизартрии

При диагностике дизартрии, необходимо ознакомиться с медицинской картой ребёнка. Прежде всего интересует ранний период развития, диагнозы и назначения следующих врачей:

  • невролога;
  • отоларинголога;
  • офтальмолога;
  • психотерапевта или психолога.

Логопеду необходимо исследовать различные аспекты деятельности ребёнка.

Неречевая сфера поможет выявить состояние мелкой и крупной моторики, координацию движения (например, прыжки на одной ножке, пальцевые пробы). Оценивается гнозис (познавательная функция) и праксис (двигательная функция) сензитивных органов, таких как органы зрения, слуха, осязания. Исследованию подлежат пространственные ориентации, общая осведомленность ребёнка, звучание голоса (темп, ритм, сила и пр.) [6] [10] .

Далее исследуется артикуляционный аппарат. Производится общий осмотр, проверка удержания одной позы, чёткого повторения серии поз, отмечается наличие синкенезий (содружественных излишних движений), гиперсаливации (повышенного слюновыделения) как неврологического симптома.

Произносительная сторона речи оценивается с учётом места и способа голосообразования, места и силы речевого выдоха, анализируется фразовая интонация.

Необходимо также оценить развитие смысловой стороны речи, лексико-грамматический компонент, связную речь как таковую.

Диагностику должен проводить специалист-логопед, чтобы сделать правильный вывод и отдифференцировать диагнозы, имеющие схожую симптоматику: стёртую дизартрию от полиморфной дислалии (сложной формы картавости), тяжелую степень дизартрии от алалии (грубого недоразвития или полного отсутствия речи).

Для более точной постановки диагноза необходимы заключения невролога с подробным анализом результатов магнитно-резонансной томографии (МРТ), электроэнцефалографии (ЭЭГ) , указанием локализации поражения мозга и анализом функционирования всех мозговых структур. Также имеют важное значение заключения отоларинголога о состоянии слуха, психотерапевта о состоянии высших психических функций.

Лечение дизартрии

Корректируется дизартрия довольно сложно и долго.

Проблема эта медико-педагогического характера и требует комплексного подхода. Наряду с логопедом должны подключиться другие врачи. Необходимо наблюдение невролога, как основного специалиста по нервной системе. Для оценки физического слуха нужен отоларинголог: даже малейшее ослабление слуха ведёт к неверному восприятию звуков речи, что отражается на произношении. Нарушение зрения затрудняет восприятие артикуляции, поэтому рекомендуется консультация офтальмолога. При нарушении поведения, эмоционально-волевой сферы потребуется помощь психотерапевта.

Процесс требует чёткой слаженной работы логопеда, ребёнка и родителей, на которых лежит ответственность за организацию процесса. Как правило, дефекты при дизартрии отличаются особой стойкостью. Сложно бывает переучить ребёнка с неправильного варианта произношения на правильный. Ответственное отношение родителей к работе, тщательное выполнение всех предписаний — залог успеха в деле коррекции речи. Исправление одного звука в некоторых случаях может длиться шесть месяцев и более. Как отмечают Т.Б. Филичёва, Г.В. Чиркина, начинать коррекцию желательно как можно раньше, если возможно, с четырёх лет [12] .

Однозначно необходим логопедический массаж — массаж языка, губ и щёк — и регулярное (ежедневное, по нескольку раз в день) выполнение специальной артикуляционной гимнастики для губ и языка, тренировка речевого выдоха, развитие мелкой моторики [1] [6] .

Детям с тяжёлой формой дизартрии рекомендовано посещение специализированного речевого детского сада. Детям школьного возраста — спецшколы для учащихся с тяжёлыми нарушениями речи.

Если в ходе обследования были выявлены другие патологии нервной системы, может быть назначена медикаментозная терапия. Важно знать, что это компетенция невролога и психиатра, логопед такие вопросы не решает и не имеет права назначать какие-либо медикаменты.

Прогноз. Профилактика

Родителям детей с неврологическими диагнозами, рекомендовано пристально следить за их речевым и психическим развитием. Если речь ребёнка в три года отсутствует или понятна только самым близким членам семьи, а окружающие её не понимают — это повод обратиться к логопеду.

Во избежание неречевых проблем, сопровождающих дизартрию, нужно как можно раньше (с 3-4 лет) начинать развитие в кружках дополнительного образования или работать с детьми дома. Лепка и рисование разовьют зрительный, тактильный анализатор и мелкую моторику, занятия музыкой благотворно повлияют на слуховой анализатор. Ребёнок будет не только успешно узнавать звуки музыки, оценивать их гармонию, но и лучше постигать речевые звуки, легче складывая их в слоги и слова.

Логоритмические занятия или танцы для самых маленьких, физические упражнения для детей постарше разовьют чувство ритма, координацию тела, ориентацию в пространстве. А главное, все эти занятия укрепят нервную систему ребёнка, эмоционально-волевую сферу, разовьют внимание и усидчивость. Как следствие, возможные проблемы с речью решатся гораздо легче!

Для детей с первой и второй стадиями прогноз будет благоприятным при условиях раннего начала занятий с логопедом и неврологом. Крайне важно неукоснительное выполнение всех заданий, старательная и добросовестная работа, причём строго дозированная: нельзя допускать переутомления ребёнка. Полезней заниматься 3-4 раза в день по 5-7 минут, качественно выполняя все рекомендации логопеда. Работать нужно терпеливо, в течение долгого времени (зависит от особенностей ребёнка и от количества нарушенных звуков). В этом случае можно рассчитывать на полную коррекцию речи: нормативное произношение, хорошую дикцию.

Читайте также:
Боль в коленном суставе при приседании и вставании причины и лечение

Речь детей третьей и четвёртой стадии дизартрии (особо тяжёлые нарушения) вывести в абсолютную норму вряд ли удастся, но значительно улучшить речевое общение, сделать ребёнка вербально понятным для окружающих и тем самым избежать многих психологических проблем, вполне возможно.

Как и в более лёгких случаях, нужно со всей ответственностью подходить к коррекции, не допускать халатного отношения к работе, поддерживать в ребёнке мотивацию, не позволять капризничать, отлынивать от работы, но и не перетруждать!

Успех обеспечивается как профессионализмом логопеда, так и индивидуальными способностями ребёнка, серьёзным отношением родителей к коррекции. Если гимнастика делается не ежедневно, а от случая к случаю, рекомендации логопеда не выполняются в должной степени, толку в таких занятиях будет мало — лишь потерянное время и деньги.

Дизартрия

Дизартрия – это тяжелое расстройство речи, при котором она становится нечленораздельной и невнятной. Состояние обычно связано с поражением нервной системы и требует полноценного обследования с последующей комплексной коррекцией, которая включает как медикаментозные и физиотерапевтические методики, так и занятия с логопедом. Врачи клиники «СМ-Доктор» занимаются диагностикой и лечением различных видов дизартрии у детей, с учетом формы и степени заболевания, а также особенностей речи конкретного ребенка.

Общие сведения

Локализация патологического процесса, приводящая к дизартрии у детей, может развиваться на разных уровнях нервной системы, ответственных за формирование звуков, логическую стройность рассказа:

  • ядра черепных нервов, отвечающих за нервный контроль языка, губ, мягкого неба и т.д.;
  • проводящие пути между корой и церебральными ядрами;
  • подкорковые центры;
  • мозжечок и пути, проводниковые пути от него и к нему;
  • кора головного мозга.


Диагностику проводят одновременно невролог (выясняет уровень топического поражения нервной системы и характер патологического процесса) и логопед (определяет степень речевых нарушений, чтобы составить прогноз коррекции).

Лечение направлено на устранение или стабилизацию фоновой патологии, которая привела к речевым расстройствам, а также артикуляционную коррекцию.

Классификация

Существует несколько вариантов классификации детской дизартрии. Наиболее распространенная из них связана с локализацией патологического очага, влияющего на работу речевого центра. Выделяют следующие формы заболевания:

псевдобульбарная (встречается наиболее часто);

В зависимости от степени поражения и выраженности основных симптомов выделяют следующие формы дизартрии:

стертая: характеризуется минимальными расстройствами произношения;

средней степени: выраженные дефекты артикуляции, невнятная речь, тихий голос;

анартрия: полное отсутствие речи или отдельные звуки.

Симптомы дизартрии у детей

Патогенетические механизмы дизартрии многоплановы и связаны с неполноценной иннервацией органов, участвующих в формировании речи. Это дыхательные мышцы, мышцы губ, языка и мягкого неба, гортань и голосовые складки. Как результат – речь становится невнятной и нечеткой.

Сопутствующие признаки дизартрии у детей связаны с нарушением иннервации мускулатуры, отвечающей за произношение звуков. В зависимости от типа нарушения, симптомы несколько различаются:

  • Спазм мышц. Напряжение губ, языка, лица и шеи. Губы плотно сомкнуты. Ограничение движений при произношении звуков.
  • Гипотония мышц. Язык вялый, практически неподвижно лежит на дне ротовой полости. Рот полуоткрыт, т.к. губы не смыкаются. Отмечается повышенное слюноотделение. Из-за неподвижности мягкого неба голос приобретает носовой оттенок (становится гнусавым).

При дизартрии нарушается произношение практически всех звуков – как согласных, так и гласных. Ребенок смягчает твердые согласные. При произношении шипящих и свистящих звуков язык отодвигается не вперед, а в бок, задействуются межзубные промежутки.

Из-за комплексного нарушения иннервации изменяются и характеристики голоса. Он становится тихим, слабым, глухим, приобретает гнусавость и т.д. Дисбаланс в контроле дыхательного акта приводит к тому, что выдох укорачивается, а при произношении речи – дыхание учащается и становится прерывистым.

Из-за нечленораздельности речи ребенок не может четко дифференцировать звуки на слух. Это приводит к несформированности словарного запаса и невозможности грамматически правильно построить предложение. Поэтому так важно не упустить время и как можно раньше начать коррекцию речевых расстройств.

Причины дизартрии

Среди наиболее частых причин развития дизартрии у детей выделяют:

  • токсикозы;
  • антенатальная гипоксия;
  • иммунный конфликт по системе АВО и резус-фактора;
  • хронические патологии у матери, вынашивающей ребенка;
  • осложненное течение родов;
  • родовые травмы;
  • роды раньше 37 недель;
  • асфиксия.

Все эти факторы способны привести к органическому поражению головного мозга, в т.ч. центров, отвечающих за развитие речи. Одновременно с этим нередко формируется детский церебральный паралич, причем его тяжесть коррелирует с тяжестью речевых нарушений.

Помимо этого дизартрия может развиться в раннем детстве у изначального здорового ребенка. В этом случае причины кроются в тяжелых нейроинфекциях и интоксикациях, например, угарным газом, отравлением алкоголем и т.д., а также опухолях и травмах головного мозга.

Осложнения дизартрии

Главное последствие дизартрии – это задержка психического развития детей, а также снижение их умственных способностей, затруднение обучения в школе. Нередко после начала учебы проявляются и другие дефекты со сходными механизмами развития: дисграфия, дискалькулия, дислексия. В связи с этим у ребенка может развиться комплекс неполноценности.

Читайте также:
Маска для лица из ламинарии – рецепты, отзывы и фото. Морские водоросли за кожу без морщин

Диагностика дизартрии у детей

Невролог проводит объективный осмотр, оценивает выраженность рефлексов и назначает дополнительные методы диагностики. Как правило, нейросонография – ультразвуковое обследование головного мозга, позволяющее выявлять очаговые поражения. Также может проводиться реоэнцефалография и энцефалография.

Логопедическое тестирование направлено на оценку речевых и неречевых нарушений. Неречевые параметры:

  • развитие мимической и речевой мускулатуры;
  • объем движений в височно-нижнечелюстном суставе;
  • характер дыхания и др.

Речевые параметры оценки:

  • произносительная речь;
  • синхронность работы органов, участвующих в формировании речи;
  • правильность произношения звуков, построения предложений и т.д.

На основании комплексного обследования определяется выраженность дизартрии. Различают 4 степени нарушений речи:

  • Первая степень (стертая форма) – речевые расстройства незаметны окружающим, выявляется только при логопедическом обследовании.
  • Вторая степень – речь понятная, но дефекты в произношении звуков присутствуют.
  • Третья степень – речь становится невнятной, понимают ее только люди из близкого окружения.
  • Четвертая степень (анартрия) – речь полностью невнятная, ее не понимают даже люди, постоянно находящиеся с ребенком.

Лечение дизартрии

Лечение дизартрии у детей зависит от выраженности симптомов, причины заболевания и локализации патологического очага. Вне зависимости от формы расстройства терапия включает два базовых направления: терапевтическое (неврологическое) и логопедическое.

Невролог проводит терапию основного заболевания, приведшего к нарушению речи. Для этого могут назначаться сосудистые препараты, ноотропы, витамины и другие. При наличии опухоли мозга, сдавливающей речевой центр, показано удаление (на этом этапе присоединяется нейрохирург).

Логопедические методы работы с ребенком, страдающим дизартрией, включают:

стабилизацию тонуса мышц, отвечающих за артикуляцию: логопедический массаж, тейпирование, речевая гимнастики;

упражнения, направленные на развитие моторики: ритмика, пальчиковая гимнастика и т.п.;

тренировка контроля дыхания и владения голосом;

развитие лексического запаса и т.п.

На коррекцию нарушений требуется большое количество времени. Важно помнить, что лечить дизартрию у ребенка должны как врачи и логопеды, так и родители. Регулярные тренировки и занятия в домашних условиях также способствуют скорейшему восстановлению речевых функций.

В достижении желаемых результатов большое значение играет как можно ранее начало терапии, усердие родителей и самого пациента. Специалисты «СМ-Доктор» строят программу работы с ребенком таким образом, чтобы мотивация к достижению цели не пропадала ни на одном этапе, а только возрастала. Это и высокий профессионализм логопедов, неврологов и других участвующих врачей позволяют добиваться высоких результатов и восстанавливать внятность речи.

Прогноз и профилактика

Результат лечения зависит от вида нарушения и его степени. Важное значение имеет регулярность занятий. Только постоянные тренировки и доскональное выполнение рекомендаций врача позволит полностью или частично справиться с проблемой. Если речь идет о тяжелой инвалидности, при которой дизартрия возникла на фоне других патологий, вероятность успешной коррекции значительно снижается.

Профилактика заболевания включает общие мероприятия: снижение риска травм, здоровый образ жизни во время беременности и т.п.

Как только стали замечать первые признаки дизартрии у дошкольника, не затягивайте визит к специалистам. Только комплексное специализированное обследование позволит выявить или исключить проблему. В «СМ-Доктор» вас встретят грамотные врачи и логопеды, которые помогут установить объективный диагноз и провести коррекцию выявленных нарушений. Записывайтесь на консультацию к профессионалам в удобное время! Мы находим подход к каждому ребенку, даже самому трудному.

Дизартрия у детей — что это

Время чтения – 18 минут

Обновлено 20 авг. 2020 г.

Дизартрия — дефект речи, при котором страдает произносительная сторона речи. Причиной являются нарушение иннервации мышц, которые участвуют в артикуляции. У детей, кроме речевых дисфункций, может присутствовать и другая неврологическая симптоматика. Иногда речь отсутствует полностью. В статье расскажем, что значит дизартрия, какие причины у нее бывают, и самое главное — как ее лечить.

Диагноз дизартрия у ребенка — что это такое

Прежде чем изучить причины и виды дефекта, нужно узнать что значит дизартрия. Это речевое расстройство, которое развивается в результате повреждения головного мозга, нарушения его работы с последующим ухудшением иннервации артикуляционных мышц. Сопровождается дискоординированным сокращением мышц органов артикуляции, изменением голоса, дыхания, ритма и мелодичности речи. Часто дефект сопутствует детскому церебральному параличу.

Причины дизартрии у детей

К поражению головного мозга приводят следующие факторы:

  • перинатальное поражение — вследствие токсикоза, угрозы выкидыша, болезней и вредных привычек будущей мамы, резус-конфликта, фетоплацентарной недостаточности, гипоксии головного мозга, отслойки плаценты;
  • осложненное течение родов — преждевременные роды, травмы, неадекватное ведение родов, применение акушерских щипцов, аспирация околоплодными водами, асфиксия в родах, обвитие пуповиной;
  • черепно-мозговые травмы — особенно опасны травмы в раннем детском возрасте;
  • воспалительные процессы головного мозга и оболочек — нейроинфекции: энцефалит, менингит, в том числе осложненное течение ОРВИ, отита, синусита, гайморита;
  • дегенеративные процессы — отличаются прогрессирующим течением;
  • патология нервной системы — гидроцефалия, врожденные аномалии головного мозга и сосудов головного мозга.

Виды и стадии дизартрии

Выделяют 5 видов патологии: бульбарную, псевдобульбарную, подкорковую, мозжечковую, корковую. Возможно их сочетание.

Бульбарная дизартрия

Причиной этой формы болезни является поражение ядер черепно-мозговых нервов: блуждающего, языкоглоточного, подъязычного, которые иннервируют артикуляционные органы. Нарушаются функции мышц, которые иннервируют эти органы — жевание, мимика, глотание, выделение слюны. У маленьких детей страдает сосание.

Читайте также:
Можно ли ходить в баню при простатите и аденоме простаты

Псевдобульбарная дизартрия

Возникает вследствие повреждения корково-ядерных проводящих путей. Сопровождается парезом и излишним сокращением мускулатуры. Нарушено глотание, произвольное и координированное действие мышц. Ребенку сложно переключиться с одного звука на другой.

Подкорковая дизартрия

Эта форма, которая называется также экстрапирамидной, возникает вследствие поражения подкорковых ядер. Характерны сокращения артикуляционных мышц, которые не поддаются контролю. Они присутствуют постоянно и усиливаются во время разговора. Голос тихий, возможны выкрики, изменение темпа речи в любую сторону, заикание.

Мозжечковая дизартрия

Мозжечковый вид расстройства речи возникает из-за вовлечения в патологический процесс структур мозжечка. Сопровождаются дрожанием языка, выкриками, неравномерной речью. Разговор медленный, непонятный. Звуки с участием кончика языка и губ произносятся неправильно. Шаткость походки, проблемы с равновесием, неуклюжесть являются подтверждением, что это диагноз мозжечковая дизартрия у ребенка.

Корковая дизартрия

Обусловлена поражением коры головного мозга. Изменены произвольные движения артикуляционных мышц. Характерно изменение голоса, сбой дыхания во время разговора. Дошкольники не владеют письменной речью, не могут читать, понимать речь другого человека, что затрудняет обучение, интеллектуальное развитие.

Стадии дизартрии

Выделяют 4 степени дефекта по степени выраженности клинических проявлений:

  • 1 степень тяжести, или стертая форма. Ее можно заметить по артикуляционным нарушениям, ограничению объема движений, отклонению языка, его дрожанию, трудностям, когда органы речи нужно с одного положения перевести в другое. Признаки обычно слабо выражены. У маленьких детей нарушен процесс сосания;
  • При 2 степени тяжести проявления дефекты более выражены. Они заметны для окружающих, но особо не ограничивают общение;
  • 3 степень характеризуется выраженной клинической картиной. Расстройства речи заметны, поэтому незнакомые люди в большинстве не понимают ребенка. Общение с близкими людьми и теми, кого ребенок видит каждый день, доступно;
  • 4 степень, самая тяжелая, характеризуется полным отсутствием речевой функции или ее затруднением. Общение даже с родственниками возможно только жестом и мимикой.

Симптомы и проявления у детей

У пациентов нарушено проведение нервного импульса к речевым органам. Из-за этого речь непонятная, смазанная, звуки нечеткие. Тонус мышц меняется по-разному:

  1. В мышцах может быть спазм. Губы сомкнуты из-за спазма, что затрудняет разговор;
  2. Снижение тонуса приводит к расслабленности мышц, их неспособности сокращаться. Рот открыт, губы разомкнуты. Наблюдается слюнотечение. Из-за паралича мышц мягкого нёба голос приобретает гнусавость;
  3. Дистония — патологическое сокращение мышц, приводит к резкому повышению тонуса мускулатуры во время разговора.

Расстройства звукопроизношения проявляются различными симптомами. Если у дошкольника психофизическое развитие в норме, дефект речи заключается в единичных нарушениях в произношении звуков. В противном случае речь изобилует неправильным произношением звуков, их заменой более простыми или пропусками. Разговор медленный, трудный для понимания.

Из-за сложности воспроизведения и из-за того, что приходится прикладывать усилия, чтобы что-то сказать, малыши быстро устают, поэтому мало разговаривают или молчат.

Характерной особенностью речевых дефектов являются сложность коррекции и их устойчивость. Изменены все звуковые единицы, включая гласные звуки. Шипящие и свистящие произносить трудно, поэтому их заменяют межзубной и боковой парой. Есть проблема и в твердых согласных: их дошкольник или школьник произносит слишком звонко или мягко.

Патология сопровождается изменением дыхания. Выдох продолжительный, дыхательные движения частые, прерываются во время разговора. Голос тихий, как будто угасает во время разговора. Интонация отсутствует. Нарушено восприятие звуков, их анализ. Наблюдается дефицит словарного запаса, страдает грамматическая сторона речи. Характерны общее и фонематическое недоразвитие речи. Страдает и письмо.

Диагностика дизартрии у детей

Методика обследования детей носит комплексный характер и направлена на выявление как речевых, так и неречевых нарушений, оценку психоневрологического состояния, определение типа дизартрии. Диагностика включает:

  1. Неврологическое обследование — осмотр, опрос, выяснение анамнеза, особенностей протекания беременности у матери, раннего развития. Специалист выявляет патологические рефлексы, состояние и тонус артикуляционных органов;
  2. Логопедическое обследование — оценка функционирования органов речи, выявление речевых нарушений. Когда есть явные симптомы, проблем с диагностикой нет. Стертая форма требует более пристального внимания. Помогут пробы, например, ребенка просят высунуть язык и держать его в таком положении, а глазами следить за подвижным предметом. При патологии направление движений языка будет совпадать с движением глазных яблок. Логопед определяет вид нарушений, оценивает мимику, дыхание, характеристики голоса, способность к удержанию артикуляционной позы. Выявляет отклонения в совершении произвольных движений языком и губами, участие мягкого нёба в произведении речи;
  3. Инструментальные методы исследования — электроэнцефалография, МРТ, КТ позволяют выявить структурные изменения головного мозга, аномалии развития, нарушения кровотока, объемные образования.

После тщательной диагностики логопед выносит заключение о том, что это диагноз дизартрия у ребенка, и определяет тактику лечения.

Лечение и коррекция дизартрии у детей

Лечебные мероприятия контролируют несколько специалистов: логопед, невролог. В терапевтический курс входят:

  1. Неврологическое лечение включает медикаментозную терапию, направленную на снятие спазма мышц, нормализацию кровотока и иннервации в них;
  2. Занятия с логопедом заключаются в специальном массаже, который поможет расслабить артикуляционную мускулатуру. Полезна пальчиковая гимнастика. Специалист разрабатывает мышцы, которые участвуют в воспроизведении речи, тренирует речь и мимику, обучает правильному дыханию во время разговора, ставит интонацию. Показаны артикуляционная гимнастика, ортофонические упражнения. После выработки правильного произношения логопед доводит звуки до автоматизма и закрепляет их;
  3. Реабилитационная программа — физиолечение, массаж, иглорефлексотерапия, гирудотерапия, лечебная физкультура.
Читайте также:
Диклофенак: лекарственная форма, инструкция по применению, цена и отзывы

В качестве дополнительных методов показаны арттерапия, дельфинотерапия, иппотерапия, плавание, лечение песком, психотерапия. Эти методы оказывают успокаивающий эффект, создают благоприятную атмосферу, способствуют общему развитию малышей. Если родители с ним будут заниматься дополнительно в домашних условиях, это повысит эффективность лечения.

В результате терапии у ребенка речь становится внятной, понятной для окружающих. Появляется выразительность, мелодичность, ритмичность. Постепенно нормализуется письмо и чтение. Именно поэтому важно вовремя начать лечение: пока ребенок не пошел в школу и речевые дефекты не закрепились.

Прогноз и профилактика дизартрии

Лечение дизартрии длительное, так как дефект носит стойкий характер. Родители должны запастись терпением, настойчивостью, чтобы добиться результата.

На прогноз влияют степень тяжести дефекта, адекватность лечения и своевременность начала терапии. При легкой степени расстройства, комплексной терапии и вовремя начатом лечении эффект от него будет выше. Пациент после этого сможет учиться в обычной школе.

Тяжелая степень требует больше усилий со стороны родителей и самого пациента. Это значит, что дизартрия будет скорректирована только частично. Ребенку показано посещение специализированных учреждений: речевой группы в детском садике, школы для детей с речевыми нарушениями. В таких учреждениях осуществляют постоянное наблюдение за такими детьми, и проводят комплексную коррекционную работу.

Большую роль играет поддержка родителей. Важно строго следовать рекомендациям врачей, четко выполнять все их указания. Если вашему ребенку назначили медикаментозную терапию, давайте все лекарства точно по схеме, не снижая дозировку, не отменяя самостоятельно курс.

Профилактика

Первичная профилактика направлена на предотвращение неврологических заболеваний, в том числе и речевых. Включает в себя планирование беременности и улучшение здоровья женщин. Необходимо исключить вредные привычки, пройти курс лечения по поводу хронических заболеваний, санировать все источники инфекций.

После наступления беременности женщине стоит избегать стресса, контакта с инфекционными больными. Важно вовремя проходить осмотры и сдавать анализы, а при возникновении каких-либо проблем — обратиться к врачу и пройти лечение. Откажитесь от вредных привычек, стресса. Вам необходимы достаточный сон и отдых, рациональное питание, положительные эмоции.

Адекватно подойдите к выбору метода родоразрешения. Если есть показания к кесареву сечению — не отказывайтесь от операции, даже если вы сторонница естественных родов. Это сохранит здоровье вам и малышу, предотвратит родовые травмы.

Период новорожденности — самое уязвимое время для малыша. Его нужно оградить от инфекций, травм. Соблюдайте план диспансерных осмотров. Ранняя диагностика — один из основных методов профилактики речевых нарушений.

Также, если у вашего ребенка диагностирована дизартрия, вы прошли курс лечения, следует принять меры, чтобы болезнь не рецидивировала. Для этого требуется устранить все провоцирующие факторы, а также регулярно консультироваться у логопеда.

Советы родителям

Внимательно следите за развитием вашего малыша. Вы уже знаете, что значит дизартрия и чем оно чревато. Если заметите проблемы с сосанием, поперхивание во время кормления, необычное дыхание — обязательно проконсультируйтесь со специалистом. Помните: чем раньше вы начнете терапию — тем быстрее добьетесь результата.

Спасибо! Мы скоро свяжемся с вами

Оставьте заявку на бесплатное диагностическое занятие

    Познакомимся. Методист определит степень развития речи и проблемы, которые можно исправить. Покажем работу платформы и подберем подходящего специалиста для занятий.

Спасибо! Мы свяжемся с вами

Оставьте заявку на бесплатное диагностическое занятие

    Познакомимся. Методист определит степень развития речи и проблемы, которые можно исправить. Покажем работу платформы и подберем подходящего специалиста для занятий.

Стертая дизартрия у детей – симптомы, причины и методы ее коррекции

Что такое стертая дизартрия?

Стертая дизартрия – это нарушение речи, которое напрямую связано с артикуляционным расстройством, возникающим при поражении нервной системы (микроорганических поражениях головного мозга). Для этого нарушения характерны нечеткое произношение, расстройство тембра, темпа, ритма, а также неправильная постановка ударения (просодического компонента).

Современные исследования показывают, что более 40% детей от 4 до 6 лет имеют логопедические нарушения различной степени тяжести, 10% из них − стертая дизартрия. По степени тяжести эта патология относится к легким формам речевых расстройств, при этом чаще всего диагностируется она достаточно поздно – в возрасте 5-6 лет.

Сам термин ввела в науку логопед О.А. Токарева в 1969 году. Она раскрыла понятие «стертая дизартрия», дала определение невыраженной форме нарушения. При этом дефектологи до сих полемизируют на тему сути данной патологии, пытаясь ее конкретизировать. В Европе специалисты используют другое название – артикуляционная диспраксия.

На наш взгляд, эти термины не являются синонимами. В отличие от дизартрии, при артикуляционной диспраксии ребёнок испытывает трудности:

  • в подборе правильной артикуляционной позы;
  • знакомые слова ребёнок произносит верно, однако при произнесении тех же звуков в других словах ребёнок может допускать ошибки;
  • в спокойном эмоциональном состоянии ребёнок будет реже допускать ошибки, чем в стрессовой ситуации (например, при ответе у доски).

Причины появления стертой дизартрии

Зачастую речевые расстройства вызваны слабостью или чрезмерной напряженностью органов артикуляции – мягкого неба, языка и губ. Такое состояние объясняется поражением определенных участков ЦНС. Часто стертая форма дизартрии связана с негативными факторами, которые воздействовали на головной мозг ребенка в разные периоды его развития.

Читайте также:
Бронхипрет для детей: отзывы и инструкция по применению

Для понимания сути патологии и составления грамотной схемы коррекции, необходимо знать, какие причины могут привести к стертой дизартрии. Их несколько:

  1. Во время пребывания в утробе матери на плод могли воздействовать различные инфекционные заболевания матери – вирусные гепатиты, краснуха, герпес, токсоплазмоз и т.д.
  2. Иммунологическая несовместимость с плодом, артериальная гипертензия и токсикоз во время беременности, на фоне которых развилась фетоплацентарная недостаточность. Это достаточно опасное состояние, которое приводит к недостатку питательных веществ и кислорода у плода, что приводит к гипоксии.
  3. Повреждение плода во время стремительной или затяжной родовой деятельности. Возникновение патологии провоцирует продолжительный безводный период, а также использование акушерских щипцов.
  4. Послеродовой период и первые годы жизни малыша – это тоже потенциально опасное время для малыша. Повреждение ЦНС может произойти после травм, осложнений после вакцинации, а также на фоне энцефалита и менингита.

Данная патология характерна для дошкольного возраста. При этом это легкий вид речевого нарушения, поэтому родители не всегда замечают эту проблему. В большинстве случаев ребенок устанавливает нормальную коммуникацию со своими сверстниками, но проблема выявляется, когда он начинает обучение в школе, где у него возникают сложности с четким произношением звуков.

В зависимости от того, какой участок головного мозга был поражен, выделяют несколько форм стертой дизартрии:

  1. Корковая. Она вызвана нарушением в корковом речедвигательном центре, при этом нарушается только фонетика.
  2. Экстрапирамидная. Повреждены подкорковые ядра и ганглии, воспроизведение звуков не так критично, основная проблема возникает с просодикой.
  3. Псевдобульбарная. При этом поражены пути от коры к ядрам черепно-мозговых нервов. Нарушения компонентов речи наблюдаются в равной степени.
  4. Смешанная форма, при которой проблемы выявлены и в произношении, и в звукоразлечении.

Для стертой дизартрии характерна слабо выраженная симптоматика, поэтому родителям зачастую трудно распознать эту проблему. Речевые нарушения незначительны, поэтому патология чаще всего выявляется в ходе проведения логопедического обследования.

Как правило, расстройство становится очевидным в возрасте 5-6 лет. При этом клиническая картина у детей может отличаться в зависимости от того, какая область мозга была поражена: у кого-то выражены фонетические нарушения, у других детей – просодические, у третьей группы пациентов – оба расстройства присутствуют в равном объеме.

Есть определенные речевые и неречевые симптомы, указывающие на стертую дизартрию:

  • Общая моторика. Ребенок достаточно быстро устает после нагрузок. Есть определенная неловкость во время движения, малышу трудно выполнять определенные упражнения на уроках физкультуры: пройтись по мостику, простоять на одной ноге и т.д.
  • Мелкая моторика. Для этого расстройства характерно повышенное напряжение мышц, поэтому большинству детей, страдающих от этой стертой дизартрии, ставят гипертонус рук. Такому ребенку сложнее завязывать шнурки, шарф, лепить что-то из пластилина, держать карандаш.
  • Речевое развитие. У детей есть проблемы с просодикой и звукопроизношением. Просодика – это оформление речи, т.е. тембр, интонация и т.д. Темп либо замедлен, либо стремителен, есть паузы. В речи таких детей встречаются повторения и замены букв, нарушение лексики и грамматики. Наблюдается небольшой словарный запас. Кроме того, малышу трудно произносить слова, состоящие из чередующихся согласных.

Особенностью проявления стертой дизартрии является относительная бедность мимики, а также асимметрия носогубных складок.

В логопедии есть определенный список признаков, по которым родители могут заподозрить у своего ребенка это речевое расстройство:

  • Ребенок говорит либо слишком медленно, либо слишком быстро.
  • Он пропускает окончания, буквы или заменяет их другими в письменной речи.
  • Сложности в постановке смыслового ударения.
  • Нечеткая артикуляция звуков.

Стертая дизартрия: диагностика у детей дошкольного возраста

Диагностика данной патологии вызывает определенные сложности, что объясняется схожестью симптоматики с другими патологиями – афазией и дислалией. Обязательно изучается анамнез малыша, выясняются особенности течения беременности у матери.

Диагностическое обследование включает в себя:

  1. Обследование у логопеда. Специалист проводит определенные тесты на мимику, мелкую моторику рук. Он проверяет правильность речевого дыхания. Изучается качество грамматики, звукопроизношения. Если есть подозрения на речевое расстройство, то ребенка направляют к неврологу.
  2. Неврологическое обследование. Для уточнения диагноза невролог назначает ряд диагностических мероприятий: электроэнцефалограмму, компьютерную томографию или МРТ.

Со всеми полученными результатами ребенок вновь направляется к логопеду, который должен на основании полученных сведений составить план работы, необходимые коррекционные упражнения для исправления патологии.

Лечение и коррекция

Коррекционная работа с ребенком при стертой дизартрии должна проводиться комплексно. Как правило, в терапии задействованы логопед, невролог и психолог. Такая стратегия позволяет добиться скорейшей положительной динамики, а также закрепить полученный результат.

С медицинской стороны терапии важно добиться стимуляции мозгового кровообращения. Для этого назначаются витаминные комплексы, а также ноотропные средства. Положительно влияют занятия плаванием, лечебные массажи и рефлексотерапия.

Работа с логопедом

Логопедическая работа на начальном этапе заключается в постановке неправильно произносимых звуков – потом этот навык будет доводиться до автоматизма. Нужно быть готовыми к достаточно длительной терапии, которая может превышать 1 год.

Специалист использует следующие методики:

  • Пальчиковая гимнастика. Эти занятия используются для коррекции патологии в дошкольном возрасте. Важно, чтобы упражнения проводились в игровой форме, чтобы малыш не потерял интерес. К примеру, дети могут собирать конструктор, что-то лепить и т.д.
  • Артикуляционная гимнастика. Она направлена на укрепление мышц. После занятия детям намного легче воспроизводить звуки, правильно используя органы речи.
  • Дыхательная гимнастика. Упражнения позволяют правильно дышать во время разговора, что делает речь более выразительной.
Читайте также:
Какой цикл месячных считается нормальным: сколько должно быть выделений, что является отклонением, когда стоит обратиться к врачу

Что делать, если ребенку поставили диагноз «дизартрия»: советы логопеда

24 февраля 2021 года

Некоторые родители сталкиваются с тем, что у их ребенка — кровного или приемного — наблюдаются проблемы с речью и, услышав слово «дизартрия», чувствуют себя растерянными. Что такое дизартрия, почему она возникает и как ее скорректировать, рассказывает специалист Ресурсного центра «Спутник», учитель-логопед высшей категории, член Российской ассоциации дислексии Галина Орлова.

Дизартрия — это расстройство произносительной стороны речи, которое связано с поражением центрального отдела речедвигательного анализатора и нарушением иннервации мышц артикуляционного аппарата. Проще говоря, ребенок не может в полном объеме совершать движения, необходимые для речи. От этого страдает звукопроизношение, — объясняет Галина. — В более легких случаях это искажение определенных звуков. При тяжелых течениях диагноза можно заметить пропуски и замену звуков. Нарушаются темп, выразительность речи.

Дизартрия также может характеризоваться наличием параличей и парезов органов артикуляции. В этом случае малопонятная речь — это следствие диагноза, вплоть до отсутствия речи из-за полного паралича речедвигательных мышц — анартрии.

Причины дизартрии могут быть разными — отклонения от нормы в период внутриутробного развития из-за токсикоза, гипертонии, нефропатии у матери, инфекционные заболевания, перенесенные женщиной во время беременности, а также асфиксия новорожденных, стремительные или затяжные роды, механическое родовспоможение, длительный безводный период в родах.

С самых первых дней жизни такие дети наблюдаются у невролога. Им нередко назначают медикаментозное лечение, массаж и другие реабилитационные процедуры.

Как распознать дизартрию?

Внимательный родитель может заподозрить ее по необычной мимике ребенка, обильном слюноотделении, по форме и положению языка, способности зафиксировать артикуляционную позицию, звукопроизношению.

− Когда необходимо начинать работать с дизартриками?

Логопедическую работу с любым нарушением речи желательно начинать в младшем дошкольном возрасте. Чем раньше диагностировано заболевание, начаты лечение и коррекционные занятия, тем больше шансов на успех.

− Что делать родителям, если у ребенка диагностирована дизартрия?

— Первый шаг, безусловно, — обследование у невролога. Специальных лекарственных средств для борьбы с дизартрией нет. Врач с помощью медикаментов только корректирует некоторые неврологические симптомы. Также важна консультация логопеда, владеющего техникой логопедического массажа, который после полного обследования даст заключение и рекомендации.

Кроме того, специалисты советуют развивать мелкую моторику. Можно собирать пазлы и конструктор «Лего», лепить из пластилина − существует множество игр, развивающих маленькие пальчики. Можно применять нетрадиционные методы воздействия, такие как су-джок-терапия. Самый простой метод су-джок-терапии — занятия со специальными мячиками-массажерами.

Детям двух-трех лет показаны занятия логоритмикой , например, по методике Железновой. Для коррекции дизартрии у детей пяти лет к занятиям подключается специалист-дефектолог.

− На что направлена работа логопеда на занятиях?

— Специалист занимается развитием просодической стороны речи — ритма, силы, тембра, мелодики, темпа, логического ударения, дикции, а также артикуляции и звукопроизношения, слухового внимания, фонематического слуха, коррекцией речевого дыхания. Также логопед уделит внимание нормализации мышечного тонуса в артикуляционной мускулатуре, развитию произвольных мимических движений.

Если у вас нет возможности посещать логопеда, то можно самостоятельно заниматься с ребенком дома, предварительно пройдя курс занятий у специалиста.

Приведу примеры некоторых элементов логопедического массажа и самомассажа: по очереди надуваем щеки, втягиваем щеки; закрываем и открываем рот, щелкаем зубами; рассасываем небольшой кусок сахара или леденец; имитируем рассасывание леденца; облизываем губы; зажимаем зубами кусок бинта или марли на длительное время, задача взрослого − пытаться с осторожностью убрать ткань.

Также важно выполнять комплекс артикуляционной гимнастики — это упражнения «Хоботок» (вытягиваем вперед губы, зубы и губы сомкнуты, держим пять секунд), «Заборчик» (губы в улыбке напряжены с приоткрытым ртом, зубы сжаты, нижняя челюсть в спокойном состоянии, держим пять секунд) и их чередования, «Окно» (с каждым счетом открываем и закрываем рот), «Лопатка» (при улыбке с открытым ртом на расслабленную нижнюю губу кладем язык в плоском состоянии, держим пять секунд), «Иголка» (улыбаемся с открытым ртом, выставляем язык вперед, стараясь не загибать его вверх), «Лопатка-иголка» (чередуем упражнения), «Часы» (улыбаемся с открытым ртом, высовываем язык и производим движения вправо и влево, при этом касаясь языком уголков рта), «Качели» (улыбаемся с открытым ртом, кончиком языка упираемся то в верхние, то в нижние зубы), «Лошадь» (щелкаем кончиком языка, имитируя цоканье копыт).

За годы работы я достаточно часто встречала детей с диагнозом «дизартрия» разной степени выраженности. Этот вид нарушения речи в последние годы становится глобальной проблемой, поэтому крайне важно вовремя выявить нарушения и обратиться к специалисту. Но родителям следует знать, что коррекционная работа с детьми-дизартриками не должна ограничиваться занятиями с логопедом. Для наилучшего результата эту работу следует продолжать дома, на прогулке и в любых совместных делах.

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Дизартрия

Дизартрия – это расстройство речи в целом, а не затруднение в произношении отдельных звуков, в следствии недостаточной иннервации органов речевого аппарата: связок, языка, мышц мягкого неба, губ, дыхательных и лицевых мышц. Это заболевание может иметь свои последствия в виде нарушения письменной речи, чтения и поведения.

Читайте также:
Аллергия при беременности: симптомы, последствия, лечение

Причины дизартрии

В подавляющем большинстве случаев (более 80%) дизартрия сопровождается ДЦП (детским церебральным параличем) и вызывается теми же нарушениями в центральной нервной системе. Эти нарушения могут возникнуть, как во время беременности, так и в первые два года жизни, а также во взрослом состоянии.

К факторам возникновения дизартрии относятся:

  • Гипоксия
  • Токсикозы во время беременности
  • Резус-конфликт
  • Болезни матери
  • Родовые травмы и патологии беременности
  • Энцефалит, менингит
  • Черепно-мозговые травмы
  • Отит среднего уха
  • Гидройефалия
  • Интоксикация организма
  • Инсульт
  • Опухоли головного мозга
  • Рассеянный склероз, атеросклероз и т.д.

Симптомы дизартрии

Дизартрия проявляется в нечленораздельности речи, когда человек произносит слова нечленораздельно, как будто с «набитым ртом», может появляться гнусавость, как при гайморите, произношение слов по слогам с периодическим их проглатыванием, нарушения ритма речи.

Дизартрия сопровождается повышенным тонусом мышц речевого аппарата, что вызывает быструю усталость. Также может возникнуть и обратное – гипотония, при которой становится вялым язык, губы, щеки, повышается слюноотделение.

При дизартрии страдает произношение всех звуков, в том числе и гласных, а также происходят нарушения речевого дыхания, которые влияют на интонации и громкость речи.

Виды дизартрии

Деление дизартрии на виды происходит по месту дислокации повреждения, по степени нарушения речи и по определяющему (наиболее выраженному симптому). Рассмотрим наиболее распространенный формы дизартрии.

Бульбарная дизартрия – развивается в следствие поражения продолговатого мозга. При данной форме дизартрии нарушается связ между мышцами артикуляции с ЦНС. В результате больному с трудом удаются правильные движения языка и губ, которые находятся в расслабленном состоянии. В целом лицо становится малоподвижным, по является повышенное слюноотделение.

Псевдобульбарная дизартрия – в более чем 80% случаев возникает в следствие ишемического инсульта головного мозга у людей старше 50 лет, либо в любом возрасте при травмах головного мозга. При заболевании выражена атрофия мышц речевого аппарата, приводящая к монотонности речи, также затрудняется жевание и глотание, повышается слюноотделение.

Корковая (кортикальная) дизартрия – нарушение лобной коры в редультате травм, опухолей или перенесенных заболевания таких, как энцеыалит или менингит, в результате которых частитчно теряются нейромедиаторные функции. При данном виде дизартрии нарушается произношение согласных и темп речи, пропадает автоматизм артикуляции, появляется гнусавость. Нарушения в лобной извилине также приводят к дисфункции других мышц организма, помимо артикуляционных.

Мозжечковая дизартрия – нарушения реичи в следствие поражения мозжечка. Это заболевание встречается достаточно редко, чаще всего сопровождает другие фирмы дизартрии. Симптомами нарушений мозжечка и его связей с другими отделами мозга является мягкость неба и языка, «пьяная речь», скандирование отдельных звуков или слогов, затухание речи в конце фразы, нарушение ударений.

Степени развития дизартрии

В логопедии дизартрия подразделяется по принципу выраженности симптомов и понятности речи для слушателей. Таким образом, специалисты выделяю 4 степени заболевания.

1 степень – стертая дизартрия. В этом случае симптомы почти не наблюдаются и в большинстве случаев выявить их может только логопед. У детей такие нарушения выявляются в возрасте около 5 лет. Симптомами стертой дизартрии могут быть: проглатывание или искажение слогов и звуков, плохая дикция, в целом невыразительная речь.

2 степень дизартрии (типичная) – когда дефекты произношения хорошо заметны, но речь остается понятной для слушателя.

3 степень (тяжелая) – речь существенно нарушана и доступна для понимания только близких

4 степень – сильные нарушения речи – полное непонимание окржающими или абсолютное отсутствие.

Диагностика дизартрии

Нарущениями речи у детей и взрослых занимаются логопеды и неврологи. Основными методами диагностики заболевания являются: ЭЭГ, электро- миография, нейрография, МРТ головного мозга.

При обследовании у логопеда происходит постановка диагноза исходя из анамнеза развития речи, произношения, дыхания, восприятия речи, артикуляции и многих других факторов, которые будут сопоставляться с данными неврологических исследований.

Лечение и профилактика дизартрии

Лечение различных видов нарушений речи всегда проходит комплексно с помощью трех основных направлений: логопедия, лечебная физкультура, медикаментозная терапия.

При постановке диагноза, логопед учитывает общую картину развития речи ребенка, а невропатолог опирается также и на анамнез беременности. При коррекции речи логопедом используются игровые методы, программа разрабатывается индивидуально для каждого ребенка. Важную роль в коррекции речи играет лечебная физкультура для артикуляционных мышщ и логопедический массаж. Для успешной коррекции, крайне важно выявить нарушения на ранних стадиях.

Так как дизартрия, как правило, проявляется на фоне заболеваний ЦНС, необходима медикаментозная терапия, в которой используются: ноотропные вещества, препараты для сосудов, успокоительные, лекарства, стимулирующие метаболизм.

Заметим, что тяжелая дизартрия не поддается полному лечению, в таких случаях терапия направлено на максимальное восстановление функций речи и на социализацию ребенка.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: