Гиперактивность у детей дошкольного возраста: лечение и симптомы

Гиперактивный ребенок

Гиперактивный ребенок – это ребенок с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), неврологическими и поведенческими нарушениями, развивающимися в детском возрасте. Поведению гиперактивного ребенка свойственны неусидчивость, отвлекаемость, трудности концентрации внимания, импульсивность, повышенная двигательная активность и т. д. Гиперактивному ребенку требуется нейропсихологическое и неврологическое (ЭЭГ, МРТ) обследование. Помощь гиперактивному ребенку предполагает индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение, проведение психотерапии, немедикаментозной и лекарственной терапии.

  • Причины СДВГ
  • Классификация СДВГ
  • Симптомы СДВГ
  • Диагностика СДВГ
  • Коррекция СДВГ
  • Прогноз и профилактика
  • Цены на лечение

Общие сведения

СДВГ – синдром повышенной физической и умственной активности, характеризующийся преобладанием процессов возбуждения над торможением. Гиперактивный ребенок испытывает трудности с концентрацией и поддержанием внимания, саморегуляцией поведения, обучением, обработкой и удержанием информации в памяти.

По официальным статистическим данным, в России диагноз СДВГ имеют от 4 до 18% детей. Более того, данный синдром присутствует у 3-5% взрослого населения, поскольку в половине случаев гиперактивный ребенок вырастает в «гиперактивного взрослого». У мальчиков СДВГ диагностируется в 3 раза чаще, чем у девочек. СДВГ является предметом пристального изучения педиатрии, детской психиатрии, детской неврологии, детской психологии.

Причины СДВГ

Специалисты затрудняются в определении точных причин синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Считается, что гиперактивность у детей может быть обусловлена генетическими факторами и ранним органическим повреждением ЦНС, которые нередко сочетаются друг с другом. Современные исследования указывают на то, что при СДВГ имеет место рассогласованность функционирования структур, обеспечивающих организацию произвольного поведения и контроль внимания, а именно – ассоциативной коры, базальных ганглиев, таламуса, мозжечка, префронтальной коры.

Генетический механизм СДВГ объясняется наследованием генов, регулирующих обмен нейромедиаторов (дофамина и норадреналина) в головном мозге. Вследствие дисфункции нейромедиаторных систем нарушается процесс синаптической передачи, что влечет за собой разобщение связей между корой лобных долей и подкорковыми структурами. В пользу данной теории указывает тот факт, что в лечении гиперактивности у детей эффективными оказываются лекарственные средства, способствующие высвобождению и торможению обратного захвата нейромедиаторов в пресинаптических нервных окончаниях.

В числе пре- и перинатальных факторов, детерминирующих развитие СДВГ, следует отметить различного рода неблагоприятные воздействия, способствующие развитию минимальной мозговой дисфункции у гиперактивного ребенка. Это может быть:

  • патологическое течение беременности и родов у матери (гестоз, эклампсия, угроза выкидыша, гемолитическая болезнь плода, стремительные или затяжные роды,
  • употребление беременной алкоголя или некоторых лекарственных препаратов, курение),
  • асфиксия, недоношенность, родовые травмы у ребенка и др.
  • инфекционные заболевания и ЧМТ, перенесенные в первые месяцы и годы жизни.

В формировании гиперактивности у детей не исключается влияние неблагоприятных экологических факторов, прежде всего загрязнения природной среды нейротоксикантами (свинцом, мышьяком, ртутью, кадмием, никелем и др.). В частности, доказана корреляция между повышенным содержанием свинца в волосах по данным спектрального анализа и уровнем гиперактивности, когнитивными и поведенческими нарушениями у детей.

Возникновение либо усиление проявлений СДВГ может быть связано с несбалансированным питанием, недостаточностью поступления в организм микронутриентов (витаминов, омега-3 жирных кислот, микроэлементов – магния, цинка, железа, йода). Усилению трудностей адаптации, поведения и внимания у гиперактивного ребенка способствуют неблагоприятные внутрисемейные отношения.

Классификация СДВГ

Международная психиатрическая классификация (DSM) выделяет следующие варианты СДВГ:

  • смешанный – сочетание гиперактивности с нарушением внимания (встречается наиболее часто). Обычно выявляется у мальчиков с определенным фенотипом – светлыми волосами и голубыми глазами.
  • невнимательный – преобладает дефицит внимания. Чаще встречается у девочек, характеризуется уходом в свой мир, бурной фантазией, «витанием» ребенка «в облаках».
  • гиперактивный – преобладает гиперактивность (наиболее редкий тип). С одинаковой вероятностью может быть обусловлен как индивидуальными особенностями темперамента детей, так и определенными нарушениями ЦНС.

Симптомы СДВГ

В раннем детстве гиперактивный ребенок часто имеет повышенный мышечный тонус, страдает неоднократными и немотивированными приступами рвоты, плохо засыпает и беспокойно спит, легко возбуждается, имеет повышенную чувствительность к любым внешним раздражителям.

Первые признаки синдрома гиперактивности у детей, как правило, обнаруживаются в возрасте 5-7 лет. Родители обычно начинают «бить тревогу», когда ребенок идет в школу, что требует от него определенной организованности, самостоятельности, соблюдения правил, сосредоточенности и пр. Второй пик проявлений приходится на пубертатный период (13-14 лет) и связан с подростковым гормональным всплеском.

Основными клинико-диагностическими критериями СДВГ служат невнимательность, гиперактивность и импульсивность.

  1. Невнимательность у гиперактивного ребенка выражается в неспособности удержания внимания; невозможности сконцентрироваться на игре или выполнении задания. Ввиду повышенной отвлекаемости на посторонние стимулы, гиперактивный ребенок допускает множество ошибок в домашних заданиях, не может до конца выполнить предлагаемую инструкцию или порученные обязанности. У гиперактивного ребенка возникают сложности с организацией самостоятельной деятельности, отмечается рассеянность, забывчивость, постоянная переключаемость с одного занятия на другое, склонность к незавершению начатых дел.
  2. Гиперактивность у детей предполагает беспокойное поведение, непоседливость, чрезмерную двигательную активность в ситуациях, которые требуют сохранения относительного покоя. При наблюдении за гиперактивным ребенком можно заметить постоянные стереотипные движения в кистях и стопах, подергивания, тики. Гиперактивному ребенку свойственно отсутствие произвольного контроля за своим поведением, поэтому дети с СДВГ постоянно находятся в бесцельном движении (бегают, крутятся, разговаривают и пр.) в неподходящих для этого ситуациях, например, во время школьных занятий. У 75% гиперактивных детей отмечается диспраксия – неуклюжесть, неповоротливость, неспособность выполнять движения и работу, требующую определенной ловкости.
  3. Импульсивность у гиперактивного ребенка выражается в нетерпеливости, поспешности выполнения заданий, стремлении дать ответ, не задумавшись над его правильностью. Гиперактивный ребенок обычно не может играть в коллективные игры вместе со сверстниками, поскольку он постоянно мешает окружающим, не соблюдает правила игры, конфликтует и т. д.
Читайте также:
Витамин D для новорожденных и детей от 1 года: натуральные источники в продуктах питания и готовые D3-препараты

Гиперактивный ребенок часто жалуется на головные боли, утомляемость, сонливость. У некоторых детей отмечается ночной и дневной энурез. Среди гиперактивных детей распространены задержки психомоторного и речевого развития, в школьном возрасте – дисграфия, дислексия, дискалькулия. По данным детских психологов, 60-70% детей с СДВГ являются скрытыми левшами или амбидекстрами.

Расторможенность и безрассудство сопровождается снижением инстинкта самосохранения, поэтому гиперактивный ребенок легко получает различного рода травмы.

Диагностика СДВГ

Гиперактивный ребенок является пациентом детского невролога, детского психиатра и детского психолога. Согласно критериям, выработанным DSM в 1994 г., СДВГ может быть признан при сохранении у ребенка, по крайней мере, 6-ти признаков невнимательности, гиперактивности и импульсивности в течение полугода. Поэтому при первичном обращении к специалистам диагноз СДВГ не ставится, а проводится наблюдение и обследование ребенка.

В процессе клинико-психологического обследования гиперактивного ребенка используются методы интервью, беседы, непосредственного наблюдения; получение информации от педагогов и родителей с помощью диагностических опросников, нейропсихологическое тестирование.

Необходимость проведения базового педиатрического и неврологического обследования обусловлена тем, что за СДВГ-подобным синдромом могут скрываться различные соматические и неврологические расстройства (гипертиреоз, анемия, эпилепсия, хорея, нарушения слуха и зрения и мн. др.).

С целью уточняющей диагностики гиперактивному ребенку могут назначаться консультации узких детских специалистов (детского эндокринолога, детского отоларинголога, детского офтальмолога, эпилептолога), ЭЭГ, МРТ головного мозга, общий и биохимический анализ крови и т. д. Консультация логопеда позволяет провести диагностику нарушений письменной речи и наметить план коррекционной работы с гиперактивным ребенком.

Гиперактивность у детей следует дифференцировать от фетального алкогольного синдрома, посттравматического поражения ЦНС, хронического отравления свинцом, проявлений индивидуальных характеристик темперамента, педагогической запущенности, олигофрении и др.

Коррекция СДВГ

Гиперактивный ребенок нуждается в комплексном индивидуализированном сопровождении, включающем психолого-педагогическую коррекцию, психотерапию, немедикаментозную и медикаментозную коррекцию.

Гиперактивному ребенку рекомендуется щадящий режим обучения (класс малой наполняемости, сокращенные уроки, дозированные задания), достаточный сон, полноценное питание, длительные прогулки, достаточная физическая активность. Ввиду повышенной возбудимости следует ограничивать участие гиперактивных детей в массовых мероприятиях. Под руководством детского психолога и психотерапевта проводятся аутогенные тренировки, индивидуальная, групповая, семейная и поведенческая психотерапия, телесно-ориентированная терапия, БОС-технологии. В коррекции СДВГ должно быть активно задействовано все окружение гиперактивного ребенка: родители, воспитатели, школьные педагоги.

Фармакотерапия является вспомогательным методом коррекции СДВГ. Она предполагает назначение атомоксетина гидрохлорида, блокирующего обратный захват норадреналина и улучшающего синаптическую передачу в различных структурах мозга; препаратов ноотропного ряда (пиритинола, кортексина, холина альфосцерата, фенибута, гопантеновой кислоты); микронутриентов (магния, пиридоксина) и др. В ряде случаев хороший эффект достигается использованием кинезиотерапии, массажа шейного отдела позвоночника, мануальной терапии.

Устранение нарушений письменной речи осуществляется в рамках целенаправленных логопедических занятий по коррекции дисграфии и дислексии.

Прогноз и профилактика

Своевременная и комплексная коррекционная работа позволяет гиперактивному ребенку научиться выстраивать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, контролировать собственное поведение, предупреждает трудности социальной адаптации. Психолого-педагогическое сопровождение гиперактивного ребенка способствует формированию социально-приемлемого поведения. При отсутствии внимания к проблемам СДВГ в подростковом и зрелом возрасте возрастает риск социальной дезадаптации, алкоголизма и наркомании.

Профилактика синдрома гиперактивности и дефицита внимания должна начинаться задолго до появления ребенка на свет и предусматривать обеспечение условий для нормального течения беременности и родов, заботу о здоровье детей, создание благоприятного микроклимата в семье и детском коллективе.

Гиперактивность у детей дошкольного возраста: лечение и симптомы

Что делать, если ребенок постоянно находится в движении («кажется, что к нему подключен моторчик»)?

Что делать, если ребенок не может спокойно играть со своими сверстниками в детском саду?

Надо ли ругать (а может пороть) такого ребенка?

С такими вопросами родители с давних времен часто обращаются к врачам и психологам.

В середине 19-го века немецкий врач H.Hoffman (1845) описал чрезвычайно подвижного ребенка и дал ему прозвище «непоседа Фил». Предметом пристального изучения врачей данное заболевание стало с начала ХХ века. В 1902 г. в журнале Lancet появилась лекция английского врача G. F. Still, который связывал гиперактивность с биологической основой, а не с плохим воспитанием, как негласно предполагалось в те времена. С 80-х годов двадцатого века в Международной классификации болезней (МКБ) стали выделять «самостоятельное» заболевание — «нарушение активности и внимания» или синдром нарушения (или дефицита) внимания с гиперактивностью (СДВГ). Дети и подростки, страдающие СДВГ, отличаются неусидчивостью, отвлекаемостью, гиперактивностью, импульсивностью.

По мнению большинства отечественных и зарубежных исследователей данное заболевание встречается у 5-10% детей в популяции. СДВГ в 4-5 раз чаще встречается у мальчиков.


Причины СДВГ

В происхождении СДВГ играют роль генетические механизмы, повреждение головного мозга и психосоциальные факторы. Всегда следует иметь в виду возможность воздействия нескольких факторов, влияющих друг на друга. Риск развития СДВГ составил примерно 30% для родственников пациентов с данным заболеванием. Часто ведущую роль в происхождении СДВГ играют неблагоприятные факторы в течение беременности и родов. К числу прогностически неблагоприятных для развития СДВГ факторов беременности относятся: внутриутробная гипоксия (недосток кислорода для плода), выраженные токсикозы беременности, угрозы прерывания беременности курение и недоедание матери во время беременности, психотравмирующие воздействия на мать во время беременности. К числу прогностически неблагоприятных для развития СДВГ факторов течения родов относятся: недоношенность (рождение с массой менее 2500 г), преждевременные, скоротечные или затяжные роды, стимуляция родовой деятельности. Наличие у новорожденного перинатальной энцефалопатии, внутричерепной гипертензии (повышение внутричерепного давления) также являются факторами риска. Вопреки бытующему у многих пациентов и некоторых врачей мнению важно отметить, что травмы шейного отдела позвоночника не играют роли в происхождении заболевания. При СДВГ нарушаются в основном связи между лобными областями коры и подкорковыми структурами мозга. Напряженность и частые конфликты в семье, нетерпимость и излишняя строгость в отношении к детям также вносят вклад в развитие синдрома. Признаки заболевания

Читайте также:
Валокордин: инструкция по применению, цена, отзывы, показания капель валокордин

Клинические проявления заболевания определяются тремя основными симптомокомплексами: невнимательностью, гиперактивностью и импульсивностью.

1) Невнимательность. Говоря о СДВГ, чаще всего имеют в виду повышенную отвлекаемость и снижение концентрации внимания у таких детей. У детей с СДВГ отмечается недостаток непрерывного (поддерживаемого) внимания, что проявляется в невозможности длительного выполнения неинтересного задания. При этом чем-то интересным для них (компьютерные игры, просмотр мультфильмов) они могут заниматься часами. Кроме этого наблюдается дефицит избирательного внимания,что проявляется в повышенной отвлекаемости на посторонние стимулы, особенно если эти стимулы яркие, интересные. Так, проехавший во дворе автомобиль заставляет посмотреть в окно и надолго отвлечься от выполнения домашних заданий. Зачастую также снижается переключаемость внимания

2) Гиперактивность. Под гиперактивностью у детей с СДВГ обычно понимают повышенную двигательную (моторную) активность. Родители жалуются: «кажется, что к ребенку подключили мотор». Дети с СДВГ не могут неподвижно сидеть во время урока. Когда такой ребенок заходит в кабинет врача, возникает опасение за состояние находящейся в кабинете оргтехники: компьютера, монитора, принтера. В отличие от просто энергичных детей активность у детей с СДВГ носит бесцельный характер. К сожалению, гиперактивность иногда приводит к появлению травм у ребенка.

3) Импульсивность. Под импульсивностью понимают невозможность контроля над своими импульсами. Импульсивные дети не могут дождаться своей очереди при игре. В учебной ситуации у таких детей наблюдается «импульсивный стиль работы»: они выкрикивают ответы на уроке, не отвечая на вопросы полностью, прерывают других учеников или учителя. Из-за импульсивности дети часто попадают в опасные ситуации из-за того, что не задумывались о последствиях. Склонность к риску становится причиной травм и несчастных случаев. Импульсивность часто сочетается с агрессивным и оппозиционным поведением.

В дошкольном возрасте основное проявление заболевания — гиперактивность. Такие дети бесцельно слоняются по группе детского сада, без умолка болтают, мешают занятиям других детей. Повышенная активность в этот период может быть вариантом нормального развития, обусловленным темпераментом или жесткими требованиями взрослых.

Кроме этого у таких детей замечают небольшое отставание в речевом развитии, а также моторную неловкость (неуклюжесть). Иногда у них позже появляется фразовая речь, они позже начинают прыгать.

Возраст трех лет является для ребенка особенным. С одной стороны это период активного развития внимания и памяти. С другой стороны это кризис 3-х лет. Основным содержанием этого периода служат негативизм, упрямство и строптивость. Ребенок активно отстаивает границы своей личности, своего «Я».

Зачастую до поступления ребенка в детский сад в 3- 4 года родители не считают его поведение неправильным и не обращаются к врачу. Поэтому жалобы воспитателей на неуправляемость, расторможенность, неспособность их ребенка не могут усидеть во время занятий, справляться с предъявляемыми требованиями являются для родителей неприятной неожиданностью.

Когда гиперактивный ребенок заходит в кабинет врача возникает опасение за состояние, находящейся в кабинете оргтехники: компьютера, монитора, принтера. В отличие от просто энергичных детей активность у детей с СДВГ носит бесцельный характер. К сожалению гиперактивность иногда приводит к появлению травм у ребенка. Гиперактивный ребенок, независимо от ситуации, в любых условиях — дома, в гостях, в кабинете врача, на улице — будет вести себя одинаково: бегать, бесцельно двигаться, не задерживаясь надолго на любом, самом интересном предмете. И на него не подействуют ни бесконечные просьбы, ни уговоры, ни подкуп. Он просто не может остановиться.

Когда наш герой попадает в организованную ситуацию детского сада, в коллектив, живущий по правилам, распорядку, где надо уметь заниматься одним делом, уметь сидеть тихо, уметь слушать воспитателя, уметь отвечать ему и многое другое возникают очень большие проблемы. Очень часто возникают конфликты со сверстниками и взрослыми. Такие дети всегда заметны в новом коллективе, там они обычно ведут себя еще хуже, чем дома, поскольку попадают в обстоятельства, требующие определенной степени самоконтроля. А где его взять, если он отсутствует. Порой педагоги и сами не готовы к этой ситуации. Считают, что все дело в воспитании, что вопрос можно решить наказанием, принуждением. Не видят, что перед ними просто больной ребенок.

Подобные проявления объясняются неспособностью центральной нервной системы гиперактивного ребенка справляться с новыми требованиями, предъявляемыми ему в условиях увеличения физических и психических нагрузок. Ухудшение течения заболевания относят к началу систематического обучения в возрасте 5-6 лет, когда начинаются занятия в старшей и подготовительной группах детского сада. Если учесть, что этот возраст является критическим для созревания мозговых структур, то избыточные нагрузки могут вызывать переутомление. Дети, страдающие СДВГ в этом возрасте в первую очередь характеризуются невнимательностью. Эмоциональное развитие, как правило, запаздывает, что проявляется неуравновешенностью, вспыльчивостью, заниженной самооценкой. Данные признаки часто сочетаются с тиками, головными болями, страхами.

Читайте также:
Галидор: инструкция по применению и для чего он нужен, цена, отзывы, аналоги

После поступления ребенка в школу проблемы возрастают.Вышеупомянутые проявления обусловливают низкую успеваемость детей с СДВГ в школе, несмотря на достаточно высокий интеллект.Учителя и родители отмечают, что дети чрезвычайно подвижны, беспокойны, не могут усидеть на месте во время урока и выполнения домашних заданий. Навыки чтения и письма у детей с СДВГ ниже, чем у сверстников.

Специалисты отмечают у гиперактивных детей высокую степень вероятности отставания в учебе, второгодничества, расстройства поведения, отказа от обучения в школе, меньшую вероятность благополучного окончания средней школы и поступления в ВУЗ, чем у их сверстников без СДВГ. Главной проблемой детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью может стать снижение продуктивности учебной деятельности, низкий уровень академических достижений

СДВГ является одной из наиболее частых причин школьной дезадаптации, под которой понимают нарушение приспособления личности школьника к условиям обучения в школе. Центральная нервная система гиперактивного ребенка неспособна справляться с новыми требованиями, предъявляемыми ему в условиях увеличения физических и психических нагрузок. Уже в начальной школе могут сформироваться паттерны оппозиционно-вызывающего поведения, которое часто сопровождается агрессивностью и лживостью.

Во время урока детям тяжело концентрировать внимание, они быстро отвлекаются, не умеют работать в группе, требуя к себе индивидуального внимания учителя, часто не могут завершить работу, мешая при этом одноклассникам. Ребенок с СДВГ уже на 7–8 минуте после начала урока проявляет двигательное беспокойство, теряет внимание. Зачастую, стремясь быть замеченным педагогом и одноклассниками, он добивается внимания взрослого и сверстников единственным известным и доступным ему способом — исполняя роль «классного шута».

В подростковом возрасте на первое место выходит импульсивность, иногда сочетающаяся с агрессивностью. Эмоциональное развитие подростков с СДВГ, как правило, запаздывает, что проявляется неуравновешенностью, вспыльчивостью, заниженной самооценкой. В этом периоде нарастают семейные и школьные трудности. Кроме этого подростки с СДВГ характеризуются повышенным уровнем тревожности

Самое неприятное то, что подростки, страдающие СДВГ, входят в группу риска по развитию аддиктивных расстройств: алкоголизма и наркоманий, игромании и компьютерной зависимости. Кроме этого подростки с СДВГ в 4 раза чаще попадают в различные криминальные ситуации. Следует отметить, что подростки с СДВГ раньше чем их здоровые сверстники вступают в половую жизнь и для них характерен незащищенный секс. У девочек-подростков СДВГ чаще встречаются незапланированные беременности.

Взрослые пациенты с СДВГ характеризуются повышенным числом несчастных случаев, перемен мест работы, разводов. У этой категории лиц больше, чем в популяции, представлены депрессивные, тревожные и соматоформные расстройства (вегето-сосудистая дистония). Определенные трудности возникают у взрослых с СДВГ и на работе и в личной жизни. Такие люди характеризуются снижением способности к планированию времени, слабой организацией труда..

Диагностика СДВГ осуществляется на основе общепринятых диагностических критериев (смотри приложение).

Выделяют СДВГ с преобладанием гиперактивности, СДВГ с преобладанием невнимательности и комбинированный тип заболевания. Последний тип является наиболее распространенным. Кроме этого мы выделяем простую и осложненную формы заболевания. Если первая характеризуется только невнимательностью и гиперактивностью, то при второй к этим симптомам присоединяются головные боли, тики, заикания, нарушения сна.

Что же посоветовать родителям таких детей?

Прежде всего, родители должны обратиться к врачу-неврологу, и пройти обследование, ведь иногда под маской СДВГ скрываются другие, более тяжелые заболевания. Лучше обратиться в специализированный неврологический центр или на кафедру детской неврологии. Так, в Санкт-Петербурге диагностикой и лечением СДВГ занимаются в Центре поведенческой неврологии Института мозга человека Российской академии наук. Желательно не ограничиваться консультацией а пройти комплексное обследование, занимающее 2-3 часа. Для объективной оценки состояния мозга ребенка необходимо провести электроэнцефалографическое исследование. Данное исследование поможет оценить степень функциональной незрелости головного мозга, лежащей в основе СДВГ. Это исследование абсолютно безвредно и безболезненно. Кроме этого чрезвычайно важны обследования, проводимые психологом. Психологи также применяют определенные методики, позволяющие воссоздать объективную картину состояния больного, оценить степень нарушений высших психологических функций, определить, какие имеются отклонения в эмоциональной сфере.

Общепринятым является положение, согласно которому лечение СДВГ должно быть комплексным, то есть включать как медикаментозную терапию, так и психологическую коррекцию.

Психологические особенности гиперактивных детей таковы, что они не восприимчивы к выговорам и наказанию, но легко отвечают на малейшую похвалу. Рекомендуется формулировать инструкции и указания для детей с СДВГ четко, ясно, кратко и наглядно. Родители не должны давать сразу же несколько заданий, лучше дать те же указания отдельно. Предварительное планирование и структурирование по времени помогают пациентам с СДВГ приспосабливаться к меняющимся процессам и ситуациям. Для модификации поведения используют так называемое оперантное обуславливание,которое заключается в наказании или поощрении в ответ на поведенческие реакции ребенка. Необходимо выработать совместно с ребенком систему поощрений и наказаний за желательное и нежелательное поведение, выработать и расположить в удобном для ребенка месте свод правил поведения в группе детского сада и дома, а затем просить ребенка вслух проговаривать эти правила.

Подкрепления в виде наказаний должны следовать быстро и незамедлительно, т.е. по возможности приближаться по времени к неправильному поведению.

Если ребенок действительно болен, то ругать его за гиперактивность не только бесполезно, но и вредно. В таких случаях можно только критиковать. В чем разница между этими понятиями? Необходимо давать положительную оценку личности ребенка и отрицательную — его поступкам. Как это выглядит на практике? «Ты хороший мальчик, но сейчас ты поступаешь неправильно (конкретно, что делается плохо), надо вести себя так. ». Ни в коем случае нельзя проводить отрицательное сравнение своего ребенка с другими «Вася хороший, а ты плохой». Рекомендуется уменьшить длительность просмотра телепередач и компьютерных игр. Необходимо помнить, что завышенные требования и учебные нагрузки ведут к астенизации (стойкой утомляемости) ребенка и появлению стойкого отвращения к учебным занятиям.

Читайте также:
Желтая мокрота без кашля по утрам - особенности лечения

Необходима согласованность действий папы, мамы, бабушки, дедушки в вопросах воспитания ребенка. Неблагоприятной оказывается ситуация когда, например, строгая мама что-либо запрещает, а либеральный папа (пришедший усталым с работы и готовый разрешить все, лишь бы от него отстали) это разрешает. Дети быстро ориентируются в этой ситуации и начинают хорошо манипулировать действиями родителей. Кроме этого, различия в воспитательных подходах дезориентируют ребенка.

Конечно, необходима комплексная реабилитация таких детей с использованием как медикаментозных, так и немедикаментозных средств. При этом лечение должно быть индивидуальное и назначаться с учетом данных обследования. Необходимо помнить, что лекарственные препараты можно принимать строго по назначению врача.

В Институте мозга человека 15 назад была разработана методика лечения детей с СДВГ с помощью воздействия очень слабым электрическим током на определенные зоны мозга — транскраниальная микрополяризация. Такое лечение позволяет уменьшить проявления функциональной незрелости головного мозга лежащей в основе СДВГ. Этот метод обеспечивают направленную активацию функциональных резервов мозга. Данная методика также показала высокую эффективность у детей с речевыми нарушениями. Важным моментом является отсутствие побочных эффектов и хорошая переносимость процедур транкраниальной микрополяризации. У отстающих в развитии детей отмечается улучшение познавательного интереса, активного внимания, занятия с педагогами становятся более эффективными

Кроме этого в лечении таких детей активное применение нашел метод электроэнцефалографической биологической обратной связи(ЭЭГ-БОС). В ходе занятий пациент управляет нарушенной биоэлектрической активностью мозга, выведенной на экран компьютера или телевизора. Доказано, что после применения ЭЭГ-БОС более чем у 70% детей, страдающих СДВГ, наступает значительное улучшение. Высокая эффективность такого лечения объясняется активным участием ребенка в лечебном процессе.

СДВГ гиперактивный ребенок: симптомы, причины и коррекция

Многие нарушения нейропсихического развития начинают проявляться уже в раннем возрасте. Первые симптомы можно заметить уже до 1-1,5 лет, но часто их не диагностируют до 4-5 лет. Одним из нарушений нейропсихического развития является СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности. В последнее время отмечается гипердиагностика данного нарушения нейропсихического развития. Часто детям уже в 1,5-2 года ставят диагноз СДВГ. Однако стоит отметить, что гиперактивность ребёнка – это не значит, что у данного ребёнка СДВГ, потому что ведущим симптомом при этом нарушении, должен быть дефицит внимания. Все дети должны быть активными. Диагноз СДВГ правомочен с 5-летнего возраста.

Среди обывателей, а также ряда медиков и учителей, данный диагноз вызывает много скепсиса. Некоторые считают, что данным «расстройством» маскируется плохое воспитание со стороны родителей и элементарная лень самого ребенка. Но это абсолютный стереотип. Первые научные труды появились еще в начале XX века, в которых описывались дети с повышенной гиперактивностью, импульсивностью и невнимательностью.

По данным Американской Психиатрической Ассоциации, данный диагноз встречается примерно у 3-7% детей школьного возраста, но далеко не все обращаются за квалифицированной помощью. При этом мальчики примерно в 3 раза чаще подвержены этому расстройству, чем девочки.

СДВГ – что это такое

СДВГ – это неврологическо-поведенческое расстройство развития, которое впервые диагностируется в детстве и часто сохраняется в зрелом возрасте.

Согласно МКБ-10, СДВГ относился к гиперкинетическим расстройствам – это группа эмоциональных расстройств. В обновленном МКБ-11 этот синдром относится к нейроонтогенетическим расстройствам.

У детей с СДВГ наблюдаются сложности в концентрации внимания, что приводит к определенным проблемам в усвоении школьной программы. Такой ребенок может делать ошибки по своей невнимательности, не воспринимать объяснения учителя. Дети с СДВГ проявляют чрезмерную активность, совершают много ненужных действий вместо того, что просто сидеть и сконцентрироваться на выполнении заданий.

На первый взгляд, такое поведение ребенка можно объяснить элементарным недостатком воспитания. Часто такие дети числятся у учителей среди непослушных, излишне озорных и неконтролирующих свое поведение. Но причинами этого является не родительское невнимание к вопросам воспитания, а недостаток определенных биологических веществ в отделах головного мозга.

В чем причины СДВГ

На сегодняшний день не установлена точная причина развития синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Большинство исследований сводится к тому, что основным фактором, влияющим на возникновение данного расстройства, являются генетические мутации. Согласно этой теории, СДВГ возникает из-за патологических изменений в гене, который отвечает за выработку дофамина и активность дофаминовых рецепторов.

Есть мнение, что СДВГ развивается при сочетании целого комплекса факторов: социальных, психологических и биологических.

Следующие причины могут спровоцировать развитие данного синдрома:

  • Наследственность. Было выявлено, что наличие СДВГ у родителей в разы увеличивает вероятность развитие данного синдрома у детей.
  • Сложное течение беременности. Различные инфекционные заболевания, перенесенные женщиной во время беременности, существенно увеличивают риски развития СДВГ.
  • Употребление токсических веществ во время беременности (алкоголь, табак, наркотические вещества). В эту же категорию входят лекарственные препараты, которые представляют потенциальную опасность для здоровья плода. Именно поэтому, во время беременности любое употребление медикаментов должно быть строго согласовано с врачом.
  • Несовместимость резус-фактора матери и ребенка.
  • Осложненные роды. Расстройство может возникнуть также из-за преждевременных родов, когда ребенок рождается раньше положенного срока.
  • Стимуляция родовой деятельности, отравление плода наркозом.
  • Тяжелые инфекционные заболевания, перенесенные ребенком в постнатальный период.
  • Черепно-мозговые травмы.
  • Перенесенное ребенком в младенческом возрасте тяжелое заболевание почек и пневмония.
  • Общее ухудшение экологической обстановки.
Читайте также:
Как вылечить уретрит у мужчин антибиотиками и народными средствами

Биологические факторы в развитии СДВГ играют основную роль в первые годы жизни ребенка. В дальнейшем начинают доминировать социально-психологические факторы. Важно понимать, что неблагоприятная обстановка в семье, частые конфликты между родителями, недостаток внимания со стороны матери или, напротив, чрезмерная опека не могут считаться причинами развития данного расстройства, но эти факторы усиливают симптоматику СДВГ у детей.

Классификация СДВГ

Согласно данным диагностического и статистического руководства по психическим заболеваниям Американской Психиатрической Ассоциации, выделяют несколько типов СДВГ:

  1. Невнимательный – для этого типа характерно преобладание дефицита внимания. Проявляется развитой фантазией, рассеянностью и замкнутостью.
  2. Гиперактивный – этот тип характеризуется эмоциональной неустойчивостью, импульсивностью, повышенной моторной возбудимостью.
  3. Смешанный – самый распространенный тип расстройства, в котором сочетается симптоматика вышеуказанных разновидностей СДВГ.

Симптомы в раннем возрасте

Гиперактивный ребенок может доставлять родителям массу дискомфорта, потому что его поведение часто бывает невыносимым. Гиперактивность проявляется в любых ситуациях: ребенок беспокоен и неусидчив дома, у незнакомых людей в гостях и в школе.

Симптомы СДВГ замечаются родителями в разном возрасте. Как правило, происходит это в 5-6 лет, но первые признаки можно заметить в 1,5-2 года.

Первая симптоматика у грудных детей выглядит следующим образом:

  • Повышенный мышечный тонус. Ребенок старается быстрее избавиться от тугой одежды и пеленок.
  • Беспокойный сон. Ребенок спит мало и урывками.
  • Младенец раньше положенного срока начинает держать голову, ползать, сидеть и т.д.
  • На резкие движения, громкие звуки, яркий свет и смену обстановки ребенок реагирует громким плачем.
  • В случае переутомления он не засыпает, а впадает в истерику.
  • Ребенок выбрасывает новые игрушки, даже не играя с ними.

Эти симптомы могут указывать не только на наличие СДВГ, поэтому на этом этапе рано диагностировать данное расстройство.

Симптомы СДВГ у дошкольников и школьников

У детей дошкольного и школьного возраста намного проще диагностировать синдром дефицита внимания и гиперактивности, потому что признаки более явные. СДВГ не зря называют синдромом, потому что психологические и неврологические нарушения не единичны, а возникают в комплексе, затрагивая различные сферы жизни.

Основные симптомы СДВГ у детей следующие:

  • Нарушения внимания. Такие дети забывчивы, легко отвлекаются при выполнении каких-либо заданий. При объяснении нового материала создается впечатление, что ребенок не слушает.
  • Гиперактивность. Гиперактивный ребенок постоянно находится в движении, совершая действия, которые не имеют определенной цели, при этом он словно не замечает их.
  • Импульсивность. Для такого ребенка характерна нетерпеливость, он часто действует по первому побуждению. Часто выкрикивают со своего места, перебивают сверстников и взрослых.

Это 3 основных группы симптомов, характерных для синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Каждая из этих групп включает в себя свою симптоматику.

Признаки нарушения внимания:

  • Избегание однообразных дел. Ребенок с СДВГ под любым предлогом избегает рутинных занятий: домашних дел, уроков и т.д. В зависимости от типа характера, могут начать истерику, либо замкнуться в себе.
  • Проблемы с концентрацией внимания. Они могут проявляться по-разному: ребенок может перескакивать через строчку при чтении текста, бросать какое-либо занятие и переключаться на другое. Кроме того, дети с СДВГ часто теряют школьные принадлежности и личные вещи.
  • Цикличность внимания. В течение 7-10 минут они могут быть увлечены каким-либо занятием, по истечении которых им необходимо аналогичное количество времени на восстановление ресурсов нервной системы. Далее они вновь возвращаются к своему занятию.
  • Проблемы с самоорганизаций. Неумение планирования собственного распорядка приводит к тому, что все дела выполняются в спешке. Возникают проблемы в школе, конфликты и т.д.
  • Повышенная двигательная активность. Дети могут внезапно вставать со своего места на уроке, выполнять различные хаотичные действия: махать руками, дергать ногами, прыгать, стучать по предметам, бегать без цели и т.д.
  • Громкая речь. Ребенок может разговаривать слишком быстро и громко, проглатывать окончания слов. СДВГ часто сочетается с логопедическими проблемами: неправильное звукопроизношение, трудности с пересказом, нарушение логики повествования и т.д.
  • Выразительность мимики. Повышенная эмоциональность приводит к тому, что ребенок сопровождает свою речь акти
  • Перепады настроения. Резкая смена настроения приводит к агрессии и вспыльчивости. Могут ударить обидчика, не задумываясь о последствиях такого поступка. Если не предпринимать никаких действий, то в дальнейшем у таких детей развивается асоциальное поведение.
  • Неумение ждать. Если ребенок с этим расстройством чего-то хочет, то он требует этого «здесь и сейчас». Если он не получает желаемого, то начинается истерика.
  • Отсутствие чувства самосохранения. Гиперактивные дети часто травмируются, потому что у них отсутствует понимание опасности. В раннем возрасте это еще может считаться нормой, но в школьном и подростковом возрасте это является признаком данного расстройства.
  • Игнорирование общепринятых норм. Бунтарство в подростковом возрасте является нормой, но если эти признаки наблюдаются у детей 7-8 лет (или в более раннем возрасте), то это должно вызвать беспокойство.

Некоторые из этих симптомов вполне могут встречаться и у здоровых детей, что обусловлено особенностями взросления и становления личности. Чтобы говорить о наличии данного расстройства у ребенка, необходимо проведение соответствующей диагностики.

Читайте также:
Мазь Бутадион — эффективное средство для лечения геморроя. Бутадион — мазь против приступов боли и ожогов

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей: диагностика и лечение

Медико-социальная значимость проблемы cиндрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) чрезвычайно велика, вследствие чего это состояние находится в сфере профессиональных интересов не только детских неврологов, психиатров и педиатров, но также педагог

Медико-социальная значимость проблемы cиндрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) чрезвычайно велика, вследствие чего это состояние находится в сфере профессиональных интересов не только детских неврологов, психиатров и педиатров, но также педагогов и психологов [1–5].

Русскоязычное название СДВГ является адаптированной версией англоязычного термина «расстройство с дефицитом внимания/гиперактивностью» (attention deficit/hyperactivity disorder). СДВГ — широко распространенное состояние среди детей, достигших старшего дошкольного и школьного возраста. Тот факт, что СДВГ не относится к инвалидизирующим заболеваниям, вовсе не означает, что при нем отсутствует необходимость в терапии.

СДВГ — это название этиологически гетерогенной группы нарушений поведения у детей старше 5-летнего возраста. Эти изменения поведения сопровождаются нарушением внимания и гиперактивностью (у детей старше пяти лет), потенциально приводящими к неуспеваемости (нарушения обучения), антисоциальному поведению, снижению качества жизни [1–5]. В настоящее время установлена нейробиологическая природа СДВГ, частично изучен его патогенез.

По современным представлениям, генетическая опосредованность СДВГ свойственна от 40% до 75% случаев болезни [1, 2]. Биохимическим субстратом в патогенезе СДВГ являются нарушения катехоламинового обмена. Средовое воздействие и влияние иных факторов (недоношенность, низкая масса тела при рождении, курение матери во время беременности и т.?д.) признается, но считается менее значимым [2].

По мнению Zuddas A. и соавт. (2005), психосоциальные факторы окружения взаимодействуют с генетической предрасположенностью к СДВГ, вызывая биологическое повреждение [6]. СДВГ можно рассматривать в качестве исхода перинатального поражения нервной системы или дефекта формирования стереотипа поведения у детей с нарушениями психомоторного развития. В первом случае налицо средовые воздействия внутриутробного окружения (включая гипоксию, воздействие на плод бактериальных, вирусных и иных патогенов), а во втором основную роль играют факторы окружения в постнатальной жизни ребенка.

Средовые факторы, предположительно оказывающие влияние на формирование СДВГ, можно условно разделить, во-первых, на эндогенные и экзогенные, а во-вторых, на пренатальные и постнатальные. К пренатальным факторам формирования СДВГ относятся следующие: гестационные (отягощенный акушерско-гинеколoгический анамнез, токсикозы, гестозы, угроза прерывания беременности и т. д.), курение матери во время беременности, родовая травма (акушерская), воздействие на плод инфекционных патогенов (вирусов, бактерий, вирусно-вирусных и вирусно-бактериальных ассоциаций), токсическое воздействие на плод (тяжелых металлов, интоксикантов растительного и синтетического происхождения и др.), внутриутробная гипоксия плода (острая и/или хроническая), нарушения нейрохимических и/или нейрофизиологических параметров ЦНС, резус-конфликт (внутриутробное формирование стойкого титра специфических антител), внутриутробные нейроинфекции.

Постнатальные факторы формирования СДВГ: недоношенность, морфофункциональная незрелость, задержка внутриутробного развития (ЗВУР), искусственное вскармливание, интранатальная или постнатальная аноксия/аcфикcия/гипоксия, специфические паттерны воспитания в семье, особенности индивидуального темперамента, алиментарные дефициты (витаминов, минеральных веществ, других нутриентов), имитационное поведение детей, особенности церебрального метаболизма различного генеза (дофамина, серотонина, глюкозы и др.), морфометрические особенности ЦНС (мозжечка, базальных ганглиев, других церебральных структур), нарушения функций щитовидной железы и других эндокринных органов, токсические факторы, эмоциональные сложности в отношениях между родителями, воспитание и проживание во внесемейных условиях («институциональных»), а также лечение СДВГ (медикаментозное или немедикаментозное) [2]. Есть мнение, что СДВГ может формироваться вследствие избыточного потребления сахара, продуктов питания и напитков промышленного изготовления, содержащих в большом количестве экстрактивные вещества, консерванты и красители. Влияние на СДВГ многочасового просмотра ТВ-программ с раннего детского возраста в настоящее время более не считается значимым фактором [2].

Многие авторитеты в области изучения СДВГ признают, что при этой патологии у детей имеется ряд особенностей церебральных структур и функций (поражение префронтально-стриато-таламокортикальных структур). Весьма вероятно вовлечение при СДВГ в патологический процесс нисходящих проекций катехоламинергических и серотонинергических нейронов.

Клинические проявления СДВГ появляются и изменяются на протяжении жизни индивида. СДВГ часто является частью симптомокомплекса, который включает специфические нарушения обучения и другие нейробиологические нарушения. Хотя изначально СДВГ описывался как нарушение исключительно детского возраста, в настоящее время подтверждено, что это состояние может персистировать и по достижении совершеннолетия [1, 2, 4–6].

Американскими специалистами стандарты установления диагноза СДВГ представлены в «Диагностическом и статистическом руководстве по психиатрическим нарушениям» (DSM-IV), где СДВГ подразделяется на 3 типа на основании поведенческих характеристик пациента (тип с преимущественным дефицитом внимания, преимущественно гиперактивный тип, комбинированный тип). В РФ принято использовать критерии не DSM-IV, а Международной классификации болезней Х-го пересмотра (МКБ-10), которые имеют некоторые отличия (см. ниже).

Классическая триада СДВГ включает гиперактивность, импульсивность и невнимательность (дефицит внимания). Гиперактивность проявляется у детей неспособностью сидеть на месте или сосредоточиться на задании, при этом отмечается видимое присутствие двигательной активности. По достижении взрослого возраста эти пациенты характеризуются двигательным беспокойством и склонностью к одновременному выполнению без завершения сразу нескольких заданий. Импульсивность определяется трудностью выделения приоритетов и подавления немедленных ответных реакций на воздействие факторов окружения, конкурирующих в привлечении внимания с более значимыми делами и событиями. Невнимательность у детей и взрослых проявляется в неспособности подавить собственное поведенческое реагирование на менее значимые раздражители в семейных, учебных, рабочих и социальных ситуациях. По мере того, как нервная система созревает, гиперактивность и импульсивность становятся для индивида менее проблематичными, хотя невнимательность остается для многих взрослых проблемой и зачастую проявляется в виде нарушений стратегии использования времени [1–6].

Читайте также:
Боли внизу живота у мужчин. Причины болей внизу живота у мужчин. Что делать при этих болях?

Сопутствующие (коморбидные) состояния при СДВГ могут включать: нарушения эмоционального контроля (аффективные — дизритмия, депрессия, биполярные нарушения, тревожность, панические нарушения, обсессивно-компульсивные); нарушения двигательного контроля (тикозные — моторные тики, вокальные тики, синдром Жиль де ля Туретта; пароксизмальные — обычно первично-генерализованные эпилепсии абсансного типа; нарушения сна с периодическими движениями конечностей); нарушения комфорта (головные боли типа мигрени, энурез, синдром раздраженного кишечника и др.); нарушения, связанные с использованием интоксикантов (ингалянтов, табака, алкоголя, наркотических средств и др.); нарушения с дисруптивным (разрушительным) поведением (трех типов: оппозиционно-вызывающее, кондуктивные нарушения, антисоциальное поведение) [1–6] (табл.).

При этом предлагается обращать внимание на оценку в 3 балла, если она встречается 6 раз и более, а также на общий балл (если он равен 25 баллам и выше).

Диагностические критерии СДВГ по МКБ-10 выглядят следующим образом:

Невнимательность/дефицит внимания (требуется не менее 6 признаков):

Гиперактивный ребёнок? Или просто. неудобный

Поделиться:

В последнее время поведение ребёнка, выходящее за установленные взрослыми рамки, объясняется гиперактивностью. Число ребятишек, которые считаются слишком неугомонными, слишком активными и слишком непоседливыми с точки зрения нянь, воспитателей и педагогов, растёт. Родители пожимают плечами и, ссылаясь на «гиперактивность» своего чада, умывают руки.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)

На самом деле СДВГ – это медицинский диагноз, который может поставить только доктор. Это неврологическое состояние, которое характеризуется задержкой развития мозга. Основные симптомы: импульсивность, проблемы с контролем своего поведения и дефицит внимания.

Синдром непросто диагностировать, и зачастую консультации только с терапевтом или педиатром недостаточно.

Как правило, необходим консилиум специалистов из разных областей медицины и психологии. СДВГ требует комплексного лечения: это и приём медикаментов, и работа с нейропсихологом, и физиотерапия, и, возможно, психотерапия. Только такой подход позволит не просто снять основные симптомы, но и решить проблемы, ставшие причиной возникновения СДВГ.

Гиперактивные дети: в чём причина?

Теперь давайте поговорим о тех проявлениях, которые общепринято называть «гиперактивностью» в тех случаях, когда это не медицинский диагноз.

Мы являемся в этот мир крайне незрелыми существами. Наш мозг развивается долгие и долгие годы, прежде чем мы станем зрелыми, осознанными, ответственными личностями. В этом и заключается смысл взросления и развития. Период детства у человека самый долгий из всех живых существ. Это необходимо, чтобы незрелый человеческий мозг развивался постепенно в определённом темпе.

Различные области мозга созревают в разное время. Префронтальная кора, которая отвечает за абстрактное мышление, умение мыслить рационально, способность сдерживать нежелательные действия и мысли, сосредоточение внимания, умение предугадать последствия своих поступков, окончательно развивается лишь к 25 годам.

Поэтому недостаток зрелости префронтальной коры является причиной детской импульсивности, непредсказуемости, излишней подвижности и активности. Это нормально! Это соответствует задуманному природой плану познания окружающего мира маленькими человечками.

Да, это сложно для нас, родителей. Да, за детьми нужен глаз да глаз, чтобы они не «напознавали» проблем на свою голову. Да, иногда так хочется отдохнуть от шума и гама. Да, детская непосредственность порой ставит нас в неловкое положение. Но мы, взрослые, созданы на этой планете такими сильными, зрелыми и мудрыми, чтобы заботиться о своём потомстве. Нам важно помнить, что большинство проблем с поведением детей связаны с незрелостью их мозга, и в наших силах помочь им преодолеть последствия этого явления.

Можно ли снизить градус активности?

Вполне. Для этого нужно соблюдать несколько важных, но несложных правил:

  1. Режим дня. Соблюдать его вообще важно любому ребёнку, но особое значение режим приобретает для детей, склонных к гиперактивности. Некоторые дети ведут себя более активно и шумно на фоне других, потому что в их психике процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Таким деткам необходимы постоянство и предсказуемость. Это снижает тревожность и задаёт определённый ритм жизни, что помогает психике успокоиться. В этом поможет наличие и соблюдение ритуалов: пробуждение (потягушки, обнимашки и пр.), приём пищи в одно и то же время, ежедневные прогулки, отход ко сну (приём ванны, чтение книжки на ночь). Переутомление крайне нежелательно для всех деток, а для склонных к гиперактивности в особенности. Зачастую ребёнок не демонстрирует признаков усталости, а наоборот, становится ещё более подвижным и расторможенным. Для родителей это знак, что мозгу малыша нужна передышка. Лучше увести его с людной площадки или шумного детского праздника в более тихое, спокойное место. Держите в сумочке что-нибудь для перекуса и воду. Перевозбуждённый ребёнок, как правило, не может сам понять, что он устал и голоден. И это родительская задача – предвосхищать подобные проблемы и быть вооружёнными на все случаи жизни.
  2. Физические нагрузки. У гиперактивных детей очень много энергии. Если не давать ей выход, это может привести к эффекту «ядерного взрыва». Лучше это предупредить, подобрав ребёнку вид спорта, который придётся ему по душе. Да и вообще, детям чрезвычайно полезны длительные прогулки, бег, подвижные игры и другие активности.
  3. Отдых и расслабление. Они должны сменять любую активность. Массаж, поглаживания, спокойная музыка, пенная ванна нам в помощь. Чрезвычайно полезен дневной сон. Исследования показали, что младшие школьники, которые спят днём, гораздо легче адаптируются к школьным реалиям, успешнее учатся и вообще в целом их нервная система более устойчива к нагрузкам. Чем дольше вы сохраняете дневной сон у ребёнка, тем лучше.
  4. Ограничение экранного времени. Сколько ни говорится о вреде гаджетов, об их негативном влиянии на мозг человека (и взрослых, и детей), о необходимости ограничения экранного времени, но по-прежнему все перемены в школах дети проводят в своих телефонах, да и домашний досуг зачастую связан с электронными устройствами. Для деток, склонных к гиперактивности, это особенно критично. Их и так возбуждённый мозг просто накаляется от компьютерных игр и роликов на YouTube, они окончательно теряют самоконтроль, спокойный сон и возможность концентрировать внимание на по-настоящему важных вещах. Дети проводят в гаджетах столько времени, сколько им позволяют родители! Ограничьте экранное время дома, контролируйте этот вопрос сами (дети пока не в состоянии делать это), примите на родительском совете твёрдое решение о запрете использования гаджетов в школе.
Читайте также:
Бетаметазон (гель, крем, мазь): отзывы, цена, аналоги, инструкция

Почему важны отношения в семье?

Но самое главное – это ваши отношения с ребёнком. В системе ценностей они должны занимать первое место. Что бы ни случилось, как бы ни было вам неловко за поведение ребёнка, помните: дело в незрелости его мозга. Он ничего не делает специально, чтобы насолить вам. Это эмоции, хлещущие через край, заставляют его кричать, разбрасывать игрушки, дрыгаться и пинаться. В этот момент он нуждается в помощи как никогда.

Для начала взрослому нужно справиться со своими эмоциями и не срываться на крик. Уже потом, вспомнив, кто тут взрослый, и взяв ответственность за ситуацию на себя, родитель может увести ребёнка из людного места, прижать к себе и помочь успокоиться. Ни в коем случае нельзя кричать и отчитывать детей при посторонних людях. Всегда будьте на стороне своего ребёнка! Уже потом, когда он успокоится, можно обсудить неприятную ситуацию, договориться о действиях, которые помогут предотвратить подобное в следующий раз. Не забывайте, только тёплые, надёжные отношения с родителями дают мозгу ребёнка покой и уверенность. Только из таких взаимоотношений возможно его развитие.

Исследования подтвердили, что улучшение микроклимата в семье, потепление взаимоотношений между детьми и родителями помогает снять часть симптомов гиперактивности без применения каких-либо медикаментов.

Также взрослые должны помочь ребёнку построить взаимоотношения с окружающими. С активными детками сложно, и конечно, воспитатели, няни, учителя будут жаловаться на их поведение. Будьте с ними в контакте: сочувственно выслушивайте и делитесь своими тревогами о ребёнке, рассказывайте о его сильных и слабых сторонах, о его увлечениях и предпочтениях. Знакомьте их со своим ребёнком. Эти люди играют важную роль в воспитании наших детей, и здорово, если мы с ними в контакте, а не в конфронтации.

Всему своё время! Школе тоже

Часто родители отдают детей в школу, не дождавшись семи лет, опасаясь, что ребёнок упустит что-то важное, если придёт учиться на год позже. Для деток, склонных к гиперактивности, столь раннее поступление в школу может быть критично. Их мозг ещё не готов к школьной системе обучения, к необходимости концентрировать внимание, высиживать спокойно несколько уроков, работать с неинтересным материалом.

Проблемы с гиперактивностью, скорее всего, только обострятся, тем более с добавлением, кроме всего прочего, жалоб и недовольства учителей. У нас есть возможность создать лучшие условия для своих детей, отложив ненадолго обучение и подобрав максимально бережную среду: небольшой коллектив и безоценочное отношение. Это поможет избежать поведенческих проблем. Давая мозгу ребёнка дозреть, мы облегчаем жизнь не только своему чаду, но и себе.

В завершение хочу сказать: не стесняйтесь своего ребёнка. Верьте в своё дитя, в его жизненную силу и способности. В современном мире ценятся активность и кипучая энергия. Возможно, когда-нибудь качества характера, которые сегодня доставляют вам столько неудобств и неприятностей, помогут вашему ребёнку покорить не одну вершину!

Наталья Безкорсая, педагог-психолог, психолог-консультант

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у детей. Причины, симптомы и лечение

Что такое синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)

Диагноз СДВГ – один из самых распространенных у детей позднего дошкольного или школьного возраста. Это нарушение развития ребенка имеет неврологическо-поведенческий характер. Проявляется гиперактивностью, невнимательностью, импульсивностью, иногда даже повышенной агрессивностью и капризностью. В большинстве случаев синдром диагностируется у детей мужского пола, но ему повержены и девочки, а также взрослые люди.

Существует множество мнений относительно существования СДВГ, методов лечения этого состояния, их эффективности. Некоторые ученые и медики утверждают, что даже если признать, что проблемы с развитием ребенка есть, в случае с СДВГ лечение не требуется. Нужно просто более терпимо относиться к ребенку, и рано или поздно расстройство развития сойдет на нет, или ребенок научится жить с ним, приспособится. Особенно в случае, если симптомы синдрома дефицита внимания и гиперактивности возникают лишь время от времени, а не систематически. И действительно, около 30 % детей, которым не была оказана медицинская помощь, «переросли» заболевание, и их состояние нормализовалось.

Однако большинство специалистов склоняются к тому, что синдром дефицита внимания и гиперактивности требует если не лечения, то коррекции. Помощь врачей позволяет улучшить обучаемость ребенка, способность к концентрации внимания, координации движений, снизить раздражительность, агрессивность. А также восстановить или улучшить состояние центральной нервной системы для устранения неврологического аспекта развития синдрома.

Читайте также:
Кома после инсульта головного мозга у пожилого человека: признаки и виды

Причины и симптомы СДВГ у детей

Причины СДВГ до конца не установлены. Расстройство может возникнуть вследствие воздействия одного или нескольких факторов:

  • Климатический или экологический фактор.
  • Отклонения течения беременности – заболевания матери, к примеру.
  • Иммунологическая несовместимость будущей матери и плода.
  • Нарушение сроков или процесса родоразрешения, в том числе родовые травмы у младенца, некомпетентная стимуляция родовой деятельности со стороны врачей, отравление наркозом.
  • Болезни ребенка в младенческом возрасте, сопровождающиеся сильным повышением температуры тела и приемом рецептурных препаратов.
  • Заболевания ребенка, которые могут негативно влиять питание мозга и мозговую деятельность, в том числе астма, сердечная недостаточность, диабет.

Ученые утверждают, что причины СДВГ – это на 80% генетические факторы. Склонность к возникновению синдрома может усилить или ослабить среда, в которой рождается и растет ребенок.

  • Неспособность концентрировать внимание.
  • Повышенная активность.
  • Болтливость или наоборот молчаливость.
  • Отвлеченность.
  • Неорганизованность.
  • Рассеянность.
  • Забывчивость.
  • Беспокойные или неконтролируемые движения, бесцельная двигательная активность.
  • Нетерпеливость.

Точно поставить диагноз СДВГ можно не ранее 12 лет (согласно руководству по классификации психических расстройств). Предположительно гиперактивный ребенок должен наблюдаться в разных ситуациях, условиях и обстановке (школа, дом). Обязательный критерий для постановки диагноза СДВГ – нарушение обучения, отставание от сверстников, нарушение социальных функций.

Коррекция и лечение детей с СДВГ в Хабаровске

Если у ребенка гиперактивность лечение должно быть комплексным, включающим несколько методов, которые подбираются в индивидуальном порядке. Широко применяются такие методы, как коррекция поведения, психотерапия, педагогическая помощь и нейропсихологическая коррекция. Медикаментозное лечение назначается с осторожностью.

В центре «Неокортекс» применяются современные прогрессивные методики коррекции, использование которых позволяет устранить гиперактивность у детей или ее выраженность. У нас работают высококвалифицированные специалисты, которые составляют индивидуальный план, делающий лечение СДВГ эффективным, а его результат пролонгированным. Прежде чем назначить те или иные приемы терапии, сотрудники центра проводят окончательную диагностику, тщательно оценивают состояние ребенка, выявляют весь комплекс проблем.

Программы терапии детей с диагнозом СДВГ включают такие процедуры:

  • Высокочастотная терапия звуком, аудиотренировки.
  • Применение кислорода с лечебной целью (оксигенотерапия).
  • Применение малого постоянного тока, которое позволяет провести стимуляцию ЦНС, улучшить познавательные функции мозга.
  • Биоакустическая коррекция головного мозга (БАК) – воздействие акустическим сигналом, который согласован с мозговой активностью ребенка.
  • Электрофорез.
  • Развивающий коррекционный комплекс с биоуправлением «Тимокко».

Также во время курса лечения СДВГ ребенку обеспечивается психологическое и педагогическое сопровождение. Более подробно с программами коррекция СДВГ можно ознакомиться на нашем сайте в материале “Программы «Коррекция СДВГ», для детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности”

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей (СДВГ) – такое состояние, при котором нарушены функции центральной нервной системы, что приводит к расстройствам психоэмоционального развития. Патология с трудом поддается диагностике и требует комплексного лечения с участием педиатра, психолога, невролога, других медицинских специалистов, а также педагогов, воспитателей и, конечно, родителей.

Общая информация

СДВГ – результат недостаточной выработки норадреналина и дофамина в головном мозге, что приводит к нарушению нейронной передачи информации в зонах, ответственных за внимание, концентрацию, принятие решений. Выражается это в импульсивности, неспособности удерживать внимание на чем-либо продолжительное время, асоциальном и даже агрессивном поведении ребенка. Развитие малышей и подростков, страдающих от синдрома дефицита внимания и гиперактивности, отличается от общепринятых норм и почти всегда вызывает у детей большие проблемы с обучением и социализацией. По статистике у мальчиков это состояние встречается в 3 раза чаще, чем у девочек.

Симптомы СДВГ у детей и подростков

Первые признаки синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) можно заподозрить у детей 4–5 лет. До этого возраста любые поведенческие отклонения, как правило, поддаются коррекции и считаются вариантом нормы. Родителям нужно насторожиться, если:

  • малыш слишком быстро теряет интерес к какому-либо занятию, не может сосредоточиться на задании, отвлекается буквально на любой шорох;
  • ребенок игнорирует воспитательные меры, совершая бездумные поступки, не осознавая последствия оных, действует импульсивно;
  • малыш не способен играть по заранее определенным правилам, выполнять задачи, требующие концентрации и полного внимания.

В случае, если такие признаки сохраняются дольше 6 месяцев, не зависят от окружения и проявляются одинаково при изменении обстоятельств, следует обратиться к специалистам.

Явными симптомами синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей дошкольного возраста, школьников или подростков служат:

  • чрезмерная активность: ребенок не может усидеть на одном месте, ерзает, подскакивает, крутит в руках предметы, а на просьбы взрослых или сверстников вести себя спокойно выдает обратную реакцию (вскакивает, топает, смеется, кричит);
  • импульсивность: малыши и подростки с СДВГ совершают необдуманные, плохо мотивированные поступки, например, перебивают учителя или выкрикивают ответ раньше, чем задан вопрос; затевают потасовку из-за проигрыша в игре или ожидания в очереди к игрушке, хотят получить желаемое немедленно и не терпят уговоров;
  • рассеянность: дети с дефицитом внимания часто теряют или оставляют предметы (ключи дома, дневник в школе, игрушку на площадке), не слышат или быстро забывают обращенные к ним просьбы;
  • невнимательность: сосредоточиться на занятии, даже поначалу очень интересном для него, ребенок с СДВГ не может, он быстро теряет интерес, переключается, начинает откровенно скучать;
  • плохая память: даже многократно повторенный минимальный материал не удерживается в голове детей с дефицитом внимания дольше, чем на пару минут, а заучивая стихи или песни они просто машинально повторяют слова, не осознавая их смысл;
  • проблемы с общением: ребенок с СДВГ с трудом заводит друзей, ему проблематично знакомиться с новыми людьми, он бурно проявляет эмоции, совершает импульсивные действия, чем пугает и отталкивает от себя своих сверстников.
Читайте также:
Как лечить артроз суставов пальцев рук: способы и методы

Нередко наряду с симптомами СДВГ у детей и подростков можно наблюдать признаки неврологических расстройств: тики, спазмы, нарушения моторики и речи, иногда синдром сочетается с повышенной тревожностью, заниженной самооценкой. Дополнительными признаками могут стать ночной и дневной энурез, расстройство сна и пищевого поведения, немотивированная агрессия по отношению к близким или незнакомым людям. Дети с таким заболеванием часто оказываются левшами или одинаково владеют обеими руками, но при этом испытывают трудности с письмом, чтением, освоением математики и других точных наук.

Классификация СДВГ

В зависимости от преобладания симптомов в рамках диагноза СДВГ различают три типа патологии у детей:

  • гиперактивный или импульсивный тип, который характеризуется непроизвольным желанием постоянно двигаться, при этом ребенок в состоянии сосредотачиваться на учебе или занятиях и полноценно впитывать изученный материал;
  • тип с преобладанием дефицита внимания, что выражается в невозможности сосредоточиться на определенном действии (чтении, письме, игре); дети с такой формой патологии моментально отвлекаются на малейшие раздражители, с трудом запоминают новую информацию, страдают от невнимательности, при этом признаки импульсивности отсутствуют или выражены незначительно;
  • комбинированный или смешанный тип СДВГ, при котором у ребенка одинаково или с небольшим преобладанием наблюдаются признаки дефицита внимания и гиперактивности.

Чаще всего встречается комбинированная форма патологии, самый редкий вариант – импульсивный тип.

Причины развития СДВГ у детей и подростков

Достоверно выявить точную причину возникновения синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей дошкольного возраста и подростков пока не удалось, считается, что влияние оказывают генетические особенности и травмы головного мозга, полученные внутриутробно или в младенческом возрасте.

Определен также ряд факторов, которые способствуют развитию СДВГ. К ним относятся:

  • курение и употребление алкоголя матерью во время беременности;
  • органические поражения мозга и центральной нервной системы в результате заболеваний во время внутриутробного развития и первых лет жизни;
  • недоношенность и низкая масса тела при рождении;
  • нездоровая психологическая обстановка в семье (скандалы, драки, частое употребление спиртных напитков, криминальное окружение, крики и обвинения, направленные на ребенка);
  • поздние или слишком ранние роды.

Стартовым механизмом могут послужить непомерные психоэмоциональные нагрузки на детей, вызванные большим объемом учебы и дополнительных занятий, возложенной взрослой ответственностью, которая не под силу ребенку.

Диагностика СДВГ у детей

Неусидчивость, низкий уровень концентрации и другие симптомы не всегда являются следствием СДВГ, под маской синдрома дефицита внимания и гиперактивности могут скрываться иные патологии: эпилепсия, олигофрения, гипертиреоз, заболевания органов слуха и зрения, психические расстройства. Необходимо полное клиническое обследование, которое включает лабораторные и инструментальные методы исследования, консультации различных узких специалистов и сбор детального анамнеза.

Говорить о наличии СДВГ можно только в случае, если у пациента имеется не менее шести ярко выраженных симптомов расстройства, которые сохраняются дольше полугода и выявлены до 8 лет.

Лечение СДВГ у детей

При подборе лечения синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у детей и подростков врачи учитывают возраст ребенка, возможные причины развития и вид заболевания, выраженность конкретных симптомов и дополнительных признаков, обстановку в семье. Своевременное выявление патологии и адекватная коррекция при участии родителей помогают существенно сгладить проявления синдрома и позволяют ребенку вести полноценную жизнь.

Современная практика предполагает комплексную терапию, в которую входят:

  • медикаментозные препараты, действие которых направлено на усиление метаболизма нервных тканей и улучшение работы головного мозга;
  • социально-психологическая поддержка, предполагающая психотерапевтические методики в сочетании с социальной адаптацией детей;
  • педагогические приемы коррекции, включающие занятия с логопедом, дефектологом, подбор оптимальной схемы обучения.

Дополнительно используются различные физиотерапевтические методы лечения, такие, как кинезиотерапия, микрополяризация, и поведенческие методики (БОС-терапия, групповая и телесно-ориентированная психотерапия).

Большую роль в стабилизации состояния детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности играет домашняя обстановка. Родителям необходимо активно принимать участие в терапии, обеспечивая ребенку:

  • достаточную физическую активность;
  • сбалансированное питание;
  • полноценный сон;
  • психологическую поддержку.

Максимально устранить симптомы дефицита внимания и гиперактивности у ребенка и избежать неприятных последствий можно только совместными усилиями родителей, врачей и педагогов.

Профилактика СДВГ – советы родителям

Специфических мероприятий, способных снизить вероятность возникновения синдрома, не существует. Специалисты рекомендуют тщательно планировать беременность, своевременно проходить все обследования и соблюдать рекомендации врачей. Чтобы максимально устранить вероятные причины развития детской гиперактивности, желательно отказаться от курения и приема алкоголя минимум на период вынашивания ребенка и грудного вскармливания, следить за психологической атмосферой в доме, а детей дошкольного и школьного возраста не нагружать излишними занятиями.

Синдром дефицита внимания можно держать под контролем и успешно корректировать. Врачи клиники «СМ-Доктор» проведут полное обследование и выяснят причину неусидчивости ребенка. При необходимости мы предложим комплексное лечение с применением медикаментозных средств, психотерапии и других методик с доказанной эффективностью.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: