Как научить ребенка ходить: 5 важнейших условий и 4 возможных трудности, советы врача

Как научить ребенка ходить

Как малыш готовится к первым шагам, и как помочь ребенку освоить навыки ходьбы..

  • Правильное время у каждого свое
  • Как вы можете помочь малышу
  • Движение — жизнь
  • Учимся правильно падать
  • Делаем дом безопасным для ребенка
  • Обувь для первых шагов: за и против
  • Что еще может помочь ребенку в ходьбе

Правильное время у каждого свое

Вы смотрите на своего малыша и неизбежно сравниваете его с другими детьми. Напрасно! Все детки уникальны, так что возраст, когда ребенок готов начать ходить, тоже у каждого свой. Большинство малышей делает свои первые самостоятельные шаги в возрасте от 9 до 16 месяцев. А путь от первого шага до уверенной ходьбы занимает еще от 1 до 3 месяцев. У каждого малыша свой темп и ритм созревания. Пожалуйста, не подгоняйте ребенка, уважайте его темпы развития.

Как вы можете помочь малышу

Мама может многое сделать, чтобы помочь ребенку подготовиться к первым шагам. Нужно понимать, что подготовительные процессы идут в нем много месяцев — сами по себе. Это развитие зрительно-моторной координации, тонуса и равновесия, взаимодействия полушарий — кстати, важнее всего здесь процесс ползания. Постепенно ребенок учится ощущать размеры своего тела, изучает его подвижность. Пока все эти процессы не созреют, ходить еще рано.

Кальций — ключевой микроэлемент, необходимый для нормального развития костной системы. Особенно важна его роль в периоды интенсивного развития и роста организма. Важно не только количество кальция в продукте, но и то, насколько хорошо он усваивается организмом. Творожок «Агуша» содержит натуральный витамин К2, который помогает кальцию встроиться в косточки и зубки малыша.

Этапы подготовки и ваша поддержка:
  • 4 – 7 месяцев: малыш сидит. Когда ребенок начинает сидеть без поддержки — это первый этап повышения его мобильности. Сидение помогает укреплять мышцы, которые будут задействованы для того, чтобы учиться стоять на ногах. Весьма эффективное и одновременно простое упражнение для набора силы ребенком — катание мячика взад-вперед перед собой. Взрослый может держать перед малышом игрушку и водить ею слева направо, стимулируя малыша тянуться за ней то в одну, то в другую сторону. Важно дать укрепиться нужным мышцам — скоро им придется серьезно потрудиться.
  • 7 – 10 месяцев: малыш ползает. Самое важное в процессе ползания — научиться двигать руками и ногами одновременно. Это пригодится при ходьбе. Помогите ребенку овладеть этим навыком, стимулируя его проползти из одного угла комнаты в другой. Обязательно похвалите малыша за такое достижение! В процессе ползания укрепляются мышцы шеи, спины, рук и ног. Также появляется больше контроля над бедрами, мышцы которых будут задействованы при подъеме на ногах вверх и опускании вниз.
  • 8 – 9 месяцев: малыш подтягивается, держась за опору, и встает на ноги. Мышцы малыша крепнут и уже в состоянии удерживать вес всего тела. Ребенок же становится более любопытным, и, почувствовав силу в теле, он начнет тянуться наверх, хватаясь за мебель, бортик кроватки или за родителей. Сейчас самое время помогать ему начинать улавливать первые намеки на чувство равновесия в вертикальном положении на ногах. Помогите ребенку научиться подтягиваться вверх. Малыш должен понять, что это движение обратно тому, которое он выполняет, когда из положения стоя опускается в положение сидя.
  • 8 – 10 месяцев: малыш ходит при вашей поддержке за две руки. Когда ребенок начнет вставать на ноги и удерживать равновесие (пока еще не отпуская ваших рук), помогите ему сделать несколько шагов. Время от времени вы можете убирать одну руку, чтобы малыш учился держать равновесие. Практика здесь решает все — ее должно быть как можно больше. Не ограничивайте ребенка в движении: чем больше у него будет возможностей тренироваться стоять на ногах, тем проще ему будет решиться на первые самостоятельные шаги.
  • 9 – 10 месяцев: малыш ходит сам вдоль опоры. Ребенок перемещается вдоль бортика кроватки, мебели и стен. Убедитесь, что квартира безопасна для таких путешествий. Подбадривайте малыша, чтобы он отпускал ненадолго от себя опору — отрывался руками от стены. Не забудьте: падать должно быть мягко! Удар смягчат ковер и подгузник. Разложите любимые игрушки ребенка по всему доступному ему пространству и поощряйте малыша подбадриваниями и похвалой, если он старается дойти до них с опорой на стену и мебель. Пространство на полу надо освободить от ненужных предметов.
  • 9 – 11 месяцев: малыш самостоятельно встает и стоит без опоры и поддержки. Равновесие — самое важное в ходьбе. Если ребенок может стоять и балансировать в течение нескольких секунд — это сигнал того, что, видимо, малыш скоро решится на первые шаги. Превратите удерживание равновесия в игру: сядьте на пол вместе с ребенком и помогите ему встать на ноги. Считайте, как долго он может стоять на ногах до тех пор, пока не начнет терять равновесие. Хвалите за каждую попытку.

Если не препятствовать естественному развитию ребенка, он сам решит, когда ему встать и пойти. Если он этого не делает, значит что-то мешает: нет физических сил или самого мотива ходить. Если ребенок нормально развит, но у него не возникает желания ходить, возможно, малыша слишком опекают, все ему приносят по первому требованию — то есть у него нет никакого стимула перемещаться в пространстве.

  • 9 – 16 месяцев: малыш делает первые шаги без поддержки. Первые шаги — это великое дело. Самое главное на данном этапе для ребенка — научиться приподнимать ногу, удерживая равновесие на другой. Уделите ему внимание: каждый шаг заслуживает бурной похвалы и подбадривания. По сравнению с тем, как работают мышцы в положении стоя на ногах, в ходьбе мышцы бедер и коленей должны быть более расслабленными, это сейчас и предстоит понять малышу. Вы можете сесть на пол и, подбадривая ребенка, медленно вести его, пока он не обретет равновесие и не попробует идти без вас.
  • 12 – 16 месяцев: ребенок ходит. Ходить получится не с первой попытки, не раз и не два он оступится, прежде чем сможет передвигаться ровно и без запинок. Поощряйте любые попытки ребенка исследовать свои возможности. Хвалите, хвалите, хвалите. И не забывайте, что некоторые дети будут предпочитать иногда возвращаться к ползанию, пока они не обретут уверенности в своих силах. Поощряйте ходьбу. Например, опуская ребенка с рук вниз, ставьте его на ноги, а не сажайте на пол.
Читайте также:
Капли Галоперидол инструкция по применению, дозировки, аналоги, отзывы

Чтобы ребенку было легче научиться ходить, вам нужно создать для этого необходимые условия и подготовить безопасное пространство вокруг него. Давайте поговорим об этом.

Движение — жизнь

  • Ребенку нужно много двигаться. Занимайтесь с малышом гимнастикой, ходите на плавание, окружайте его привлекательными стимулами, заставляющими двигаться. Манеж, ходунки, долгие прогулки в коляске в состоянии бодрствования и другие способы ограничить малыша и обеспечить безопасность — все это снижает вашу тревогу, но мешает развитию ребенка.
  • Давайте ребенку шанс показать, на что он способен. Чтобы не затягивать с первыми шагами, не берите ребенка на руки, когда хотите перенести его с места на место. Наоборот, поощряйте его попытки передвигаться самостоятельно, вместо того чтобы всегда рассчитывать на вас.
  • Учитывайте особенности ребенка. Бывает, что вполне хорошо физически развитые малыши не проявляют достаточно интереса к ходьбе. Конечно, важен темперамент: спокойные дети не спешат сделать первые шаги в отличие от своих более активных сверстников, так же как и крупные малыши в сравнении с невысокими и стройными ровесниками.
  • У ребенка должна быть причина для того, чтобы встать и пойти.Развивайте и поощряйте самостоятельность: вы не всегда будете рядом с ним, пора понемногу учиться добиваться желаемого самому! Попробуйте заинтересовать ребенка чем-то, что находится выше уровня пола. Например, если ребенок играет с игрушками на полу, расположите некоторую их часть на журнальном столике или книжной полке выше уровня пола. Также можно разместить игрушки не в одном месте в детской, а распределить их на уровне глаз ребенка по всему доступному пространству. Это может повысить мотивацию к овладению навыками ходьбы.
  • Позвольте ребенку учиться самому. Если мама, папа или старшие родственники пытаются страховать ребенка от падения — например, придерживая его затылок ладонью, — это приводит к нарушению равновесия. Малыш вместо того, чтобы выстраивать ось вертикально, опираясь на ножки, пружиня и раскачиваясь из стороны в сторону, начинает переносить часть веса на ладонь взрослого и заваливаться назад без опоры. Ребенок должен освоить ходьбу сам. Это его работа, помощники тут только помешают.

Учимся правильно падать

Да, маме больно смотреть на падающего малыша. Но не забывайте: падения — часть работы и лучший стимул для развития равновесия. Если кроху все время ловят и страхуют, как же он научится безопасно падать? Даже если ребенок плачет, не стоит его чересчур жалеть: через некоторое время он успокоится и опять будет пытаться встать и пойти. Не вмешиваясь в этот процесс, вы даете ему возможность пережить опыт преодоления себя и победы над неудачами, без которого он не научится добиваться своего.

Однако некоторые падения все-таки можно предотвратить — это падения на скользком полу. Для этого позвольте ребенку ходить с босыми ножками или в специальных носочках с прорезиненной подошвой.

Дополнительным фактором, который будет работать в пользу ходьбы, является включение в рацион ребенка достаточного количества содержащих кальций продуктов. В этот период очень важно поддержать растущий организм питанием, направленным на укрепление костей и связок.

И напоследок — веселитесь! Чаще включайте музыку и танцуйте — ребенок будет повторять движения за вами, приседая, пружиня и делая повороты. Это укрепит его ножки и спинку и поможет осваивать ходьбу.

Делаем дом безопасным для ребенка

Очень важно ответственно отнестись к созданию безопасного дома, который станет для ребенка обучающей и развивающей средой. Что можно предпринять, чтобы сделать пространство для ребенка безопасным?

  • Позаботьтесь о том, чтобы пол был мягким. На пол можно постелить ковер или другое покрытие, надежно зафиксированное так, чтобы малыш не мог споткнуться о него.
  • На розетках должны быть заглушки.
  • Провода важно спрятать в плинтусы.
  • Используйте дверные ограничители.
  • Установите запоры, замки, задвижки на дверцы шкафчиков и тумбочек, не позволяющие ребенку прищемить пальцы дверью.
  • Выход на лестницы (если они есть в доме) необходимо перегородить специальными воротами.
  • Уберите все ножи, посуду и любые бьющиеся предметы.
  • Держите горячую еду и напитки подальше от края стола.
  • Устраните любую возможность доступа к химическим средствам для уборки дома.
  • Используйте специальные заглушки для кранов.
  • Установите блокировку на сиденье унитаза.
  • Держите мусорные контейнеры закрытыми.
  • Аптечка с лекарствами должна переехать как можно дальше и выше.
  • Блокируйте доступ к любой габаритной мебели, которую можно опрокинуть.
  • Пользуйтесь силиконовой защитой острых углов мебели.
  • Уберите все электроприборы в недоступные для малыша места.
  • Никакого доступа к газовым вентилям.
  • Уберите все принадлежности для разведения огня.
Читайте также:
Как лечить межреберную невралгию в домашних условиях и остаться здоровым

Сейчас для любой бытовой задачи есть решение и специальные приспособления на все случаи жизни, которые можно как купить, так и сделать самим. Пусть ваш дом будет какое-то время не таким нарядным и наполненным милыми мелочами, зато вам не придется постоянно фиксировать свое внимание на ребенке и тревожиться.

Обувь для первых шагов: за и против

Правильная обувь для первого шага — какой она должна быть? Здесь мнения отечественных и зарубежных специалистов расходятся. Западные педиатры считают, что, когда ребенок ходит в помещении, лучше оставлять его ножки босыми: так лучше тренируется голеностоп. Российские врачи, как только узнают, что ребенок собирается пойти, прописывают обувь с супинаторами и жестким высоким задником. Считается, что такие ботиночки способствуют профилактике плоскостопия. Для принятия взвешенного решения проконсультируйтесь с ортопедом; если показаний к специальной, ортопедической обуви у ребенка нет, то аргументов в пользу голых ножек дома у вас больше. Или носочков с прорезиненной подошвой, если пол холодный. Выбор остается за вами — ваше мнение здесь решающее.

Что еще может помочь ребенку в ходьбе

Сегодня в магазинах вы видите немало устройств, которые созданы, чтобы помочь ребенку начать ходить. Давайте изучим основные из них.

  • Ходунки. Это круглые столики с мягким сиденьем на колесиках по периметру, в которых малыш может передвигаться, отталкиваясь ногами от пола. В передней части, прямо перед ним обычно размещена развивающая игровая панель. В некоторых западных странах набирает силу протест общественности против этих устройств (например, Канада запретила ходунки, в США сейчас идет активная работа в этом же направлении). К сожалению, немало несчастных случаев происходило с малышами, находившимися в ходунках. Большинства этих ситуаций можно было бы избежать, если бы взрослые соблюдали требования к организации безопасного пространства для ребенка. Но так или иначе, использование ходунков может замедлить развитие навыков ходьбы, так как малыш лишен возможности двигаться и тренировать мышцы. Но короткое пребывание в ходунках (в пределах 30 – 60 минут в течение дня) кажется приемлемым компромиссом.
  • Вожжи-поводок. Это ремни, похожие на шлейку для собак. Можно рассмотреть этот вариант для использования в условиях сырой и грязной погоды. Для этого малыш уже должен уметь ходить, разве что не всегда держать баланс.
  • Тележка-каталка. Тележка с высокой ручкой (как у коляски) на четырех колесах. Малыши толкают ее перед собой, и это придает им уверенности в собственных силах при ходьбе на определенном этапе. Не стоит их использовать для самого обучения ходьбе. В этом случае ребенок не научится правильно балансировать: вес тела будет переноситься на руки, центр тяжести смещаться, а это уже совсем другие исходные условия, чем при самостоятельной ходьбе.

Мы поговорили о первых шагах малыша, о том, как он к ним готовится и как вы можете ему в этом помочь. Создание благоприятных, стимулирующих и, главное, безопасных условий в доме, а также ваша любовь и поддержка — залог того, что обучение ходьбе пройдет для вас с ребенком максимально спокойно и захватывающе. Конечно, не стоит забывать о правильном питании: малышу нужен кальций, и он должен отлично усваиваться — предложите ему творожок «Агуша» с витамином К2. И еще раз напомним вам о самом главном: почаще хвалите ребенка! По степени преодоления и серьезности подготовки ходьба для малыша — это достижение, не сравнимое ни с чем другим во взрослой жизни. По достоинству оценивайте первые шажки ребенка.

Список использованной литературы:

  1. Викулов А.Д., Бутин И.М. Развитие физических способностей детей: Книга для малышей и их родителей. Ярославль: Издательство «Гринго», 1996.
  2. Федорова Дарья. Самое главное, чему стоит научить ребенка. Санкт‑Петербург: Издательство «Весь», 2015.
  3. Камарата Стивен. Воспитание без шаблонов: Научитесь слышать своего ребенка. Москва: Издательство «Альпина Диджитал», 2015.

Как научить ребенка ходить самостоятельно

Фото: pixabay: UGC

Как научить ребенка ходить? Этот вопрос начинает беспокоить пап и мам, когда кроха приближается к первому году жизни. Особенно волнуются те, у кого первый ребенок начал ходить в этом возрасте, а младшенький все еще сидит или ползает. Многие равняются на деток друзей и родственников. Важно помнить, что обучение ходьбе — процесс индивидуальный, а также знать, как помочь ребенку научиться ходить.

Как научить ребенка ходить самостоятельно: советы и упражнения

Как учить ребенка ходить? Чтобы осваивать мир на двух ногах, малышу понадобятся крепкие мышцы. Поэтому я рекомендую молодым мамам начинать тренировки с младенчества. Простые упражнения помогут мышцам подготовиться, и научить ребенка ходить будет гораздо проще.

Фото: Дубровская А.В., Дубровский В.И. Лечебный массаж. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2004. — 512 с.: UGC

До того, как научить малыша ходить, важно делать такие упражнения:

  • с 1 месяца выкладывать кроху на живот, чтобы он старался поднимать голову. При этом происходит тренировка мышц спины и шеи;
  • со 2 месяца поощрять перевороты. Они укрепляют ручки и ножки;
  • от 4 месяцев малыша приподнимают за руки и ненадолго присаживают, что полезно для спины и пресса;
  • полугодовалого кроху катают на фитболе сидя (спиной к себе) или лежа на животе;
  • с 7 месяцев он уже готов ползать. Достаточно протягивать игрушки, до которых нужно доползти;
  • в 8 месяцев ребенок начинает впервые подниматься на ножки с опорой. Играйте с ним в приседания, пусть прыгает на ваших коленях.
Читайте также:
Артрит у детей: симптомы, лечение, причины, диагностика, основные виды

Также полезен массаж и посещение бассейна, которое укрепляет все группы мышц.

Фото: Дубровская А.В., Дубровский В.И. Лечебный массаж. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2004. — 512 с.: UGC

Если ребенок встает на ножки, долго находится вертикально и делает шажки с опорой, то пора ознакомиться с тем, как помочь ребенку начать ходить. С этого времени учим ребенка ходить по следующим правилам:

  • водите за руки. Держать нужно за кисти или предплечья, вести сзади. Такие прогулки добавят крохе уверенности;
  • просите пройти от одного взрослого к другому. Для начала достаточно расстояния в несколько шагов без опоры. Постепенно его увеличивают, чтобы малыш учился держать равновесие;
  • специалисты всемирно известного издания советуют для прогулок специальные «поводки». Также помогают капюшоны и шарфы. Есть в продаже и специальные игрушки, которые малыш катит перед собой;
  • дома выделите безопасную зону для первых шагов, которые лучше делать босиком;
  • для прогулок по улице понадобится удобная и качественная ортопедическая обувь;
  • поощряйте и хвалите малыша за успехи. В случае падения переключайте внимание на позитив.

Как заставить ребенка ходить? По моим наблюдениям, делать это насильно до полутора лет нет необходимости. Авторитетный ресурс WebMD советует обратиться к специалистам, если этого не произошло после 18 месяцев.

Когда ребёнок начинает ходить и что этому мешает

Когда ребенок должен ходить? Специалисты ресурса WebMD называют период от 9 до 17 месяцев. Как дети начинают ходить? Вначале кроха будет делать попытки вставать, потом шагать с опорой. Самым сложным для него станет первый шаг.

Фото: Дубровская А.В., Дубровский В.И. Лечебный массаж. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2004. — 512 с.: UGC

Мамы и папы часто спрашивают меня, как быстро научить ребенка ходить. Помните, что большие нагрузки и спешка в этом деле не рекомендуются. Успешная ходьба основывается на умеренности и непродолжительности. И совсем скоро вместо вопроса, как быстро научить ребенка ходить, вы задумаетесь, как его остановить.

Иногда родителям известно, как ребенка научить ходить, но результатов достичь не удается. Проблемы могут быть связаны с:

  • большим весом. Коррекция режима питания поможет снизить нагрузку на ножки и ускорить обучение ходьбе;
  • генетикой. Если вы сами пошли рано, то и детки, скорее всего, повторят ваше развитие, и наоборот;
  • особенностями темперамента и психомоторного развития. Оказывается, что есть разница в том, как научить ходить холерика или меланхолика. Учитывайте врожденный характер крохи и не торопите его;
  • климатом. На юге детки развиваются быстрее, чем на севере;
  • неудачными попытками, падениями и страхом перед ходьбой. Старайтесь формировать положительное отношение к первым шагам и отвлекайте кроху от неудач;
  • чрезмерным увлечением ходунками и неправильным формированием свода стопы из-за их постоянного использования;
  • простудами и другими болезнями. Бывает так, что малыш уже начал топать, а потом заболел и потерял навык. Не переживайте: как только самочувствие вернется в норму, возобновится и обучение ходьбе;
  • сбоями в развитии опорно-двигательного аппарата. В этом случае понадобится осмотр специалиста и лечение.

Воспользуйтесь советами о том, как научить ребенка ходить, и получайте удовольствие от процесса. Помните, что совсем скоро ваш маленький исследователь будет не только ходить, но и уверенно бегать, и за ним будет не угнаться.

Внимание! Материал носит лишь ознакомительный характер. Не следует прибегать к описанным в нем методам лечения без предварительной консультации с врачом.

  1. Dan Brennan. Should I call the doctor if my baby isn’t walking? // WebMD. — 2018. — 29 October. — Режим доступа: https://www.webmd.com/parenting/baby/qa/when-should-you-see-a-doctor-about-delayed-walking-in-babies
  2. Dan Brennan. Toddler Milestones Slideshow: Your Child’s Second Year of Development // WebMD. — 2018. — 14 October. — Режим доступа: https://www.webmd.com/parenting/ss/slideshow-toddler-milestones-second-year
  3. Putting the brakes on baby walkers . . . and other stories. Review // The British Medical Journal. — 2018. — 04 October. — Режим доступа:

Автор: кандидат медицинских наук Анна Ивановна Тихомирова

Рецензент: кандидат медицинских наук, профессор Иван Георгиевич Максаков

Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора

Первые шаги ребенка

Важнейший этап в развитии двигательных навыков — момент, когда ребенок становится способен принять вертикальное положение. Обычно это происходит примерно в 10 месяцев и означает, что уже не за горами новый этап развития, новая важнейшая веха — первые шаги малыша.

Вертикальный способ передвижения дарит ребенку совершенно иной взгляд на мир, открывает невероятные горизонты и удивительные возможности. Это первая серьезная вершина совместных успехов малыша и его родителей, поэтому некоторые мамы и папы стремятся научить ребенка ходить без поддержки как можно быстрее. Не торопите события: в процессе ходьбы задействованы все системы организма — и головной мозг, и вестибулярный аппарат, и кости скелета, и вся мышечная система, поэтому очень важно дождаться, когда все они будут готовы к этому этапу развития крохи.

Когда ребенок делает первые шаги?

Следить за развитием и поведением своего ребенка — огромное удовольствие и одновременно большая ответственность. Раньше во многих семьях вели «дневник малыша», а теперь все фиксируется на фото и видео. Однако желание заранее выяснить, когда и что должно произойти, остается актуальным во все времена. Узнать, когда ребенок пойдет самостоятельно и без поддержки, хотите не только вы: пожалуй, нет ни одной женщины, рожающей первый раз, которая не интересовалась бы этим вопросом. Но точного ответа на него не существует.

Читайте также:
Заболевания гортани – симптомы, опасность недугов и их лечение

Средним возрастом, когда ребенок делает первые шаги, считается 1 год, но разброс для разных детей довольно большой. Некоторые вундеркинды начинают ходить уже в 10–11 месяцев, в то время как их неторопливые сверстники могут задержаться до 1 года и 4–5 месяцев. Все это укладывается в понятие «норма».

Часто спрашивают, кто раньше осваивает навыки ходьбы, — мальчики или девочки. Не хочется обидеть юных джентльменов, но, по статистике, этот навык быстрее дается девочкам.

Есть еще одна закономерность: дети, склонные к полноте или избыточному весу, в основном менее подвижны, а дети без избытка жировой ткани — более шустрые и быстрее осваивают двигательные навыки. Поэтому, чтобы ваш малыш в год активно перебирал ножками, очень важно соблюдать принципы правильного питания:

  • По возможности кормите малыша грудью — грудное молоко содержит сбалансированный набор питательных веществ и обеспечивает кроху всем необходимым для гармоничного роста в первое полугодие жизни.
  • При грудном вскармливании соблюдайте здоровую диету — питание мамы может влиять на состав грудного молока.
  • Начинайте введение прикорма по рекомендации вашего педиатра — обычно это происходит примерно в 6 месяцев.
  • Вводите прикорм последовательно, начиная с однокомпонентных безмолочных каш и овощного пюре из зеленых овощей.
  • Соблюдайте нормы и график кормления, не злоупотребляйте перекусами.
  • Не давайте малышу продукты, не предназначенные для детского питания. В особенности это касается коровьего молока — оно содержит чрезмерное для ребенка количество белка, что может способствовать набору избыточного веса.

Не волнуйтесь, если, по словам ваших знакомых мам, их дети начали ходить раньше вашего ребенка. Во-первых, все малыши индивидуальны, и дать оценку развитию крохи может только специалист. Во-вторых, учитывайте, что в рассказах о своих чадах многие женщины приукрашивают действительность сильнее, чем рыбаки со стажем.

К возрасту, когда малыш самостоятельно сделает свои первые шаги, должны достаточно окрепнуть не только его мышцы, но и скелет, иначе это может привести к искривлению костей. Так что просто ждите — это важное событие случится тогда, когда для него наступит время.

Как помочь ребенку научиться ходить самостоятельно?

Прежде чем начать ходить, ребенок овладевает способностью принимать вертикальное положение — вставать на ножки с поддержкой. Этот навык обычно начинает развиваться сразу после того, как малыш освоит передвижение ползком — в 8–10 месяцев. Держась за горизонтальную опору, например, за прутья детской кроватки или манежа, малыш поднимается, затем учится двигаться вдоль бортика, перебирая ручками и осторожно переставляя ножки. Когда они достаточно окрепнут, любимым занятием крохи станет выбрасывание игрушек «за борт». Сколько счастья, радости и смеха это приносит!

От передвижения в замкнутом периметре надо переходить к более продвинутым упражнениям, так как правильно научить ребенка ходить может только большое пространство. Лучшим ассистентом для первых шагов малыша станет мамина юбка или папина рука, а полигоном — коридор или комната, с пола которой убраны любые предметы, о которые может споткнуться кроха. Ребенок нуждается в вашей опоре, в прямом и переносном смысле. Держать руку ребенка надо или за кисть, или за предплечье, но не следует подхватывать малыша подмышки, поскольку он сам должен держать равновесие.

Важно понимать, что ножки ребенка еще не очень приспособлены к ходьбе: малютка ставит стопы параллельно и опирается всей ступней, не переваливаясь с пятки на носок, как взрослые люди. Поэтому по дому лучше ходить или босиком, или в детских носочках с нескользящей пупырчатой подошвой. Если же вы решили выйти на улицу, наденьте на ребенка самую легкую и мягкую обувь.

Следующим этапом на пути, как научить ребенка ходить, становится «вольное» передвижение с опорой на детскую коляску или специальную каталку. А там недалеко и до того момента, когда ребенок сделает несколько шагов самостоятельно и без поддержки, например, от папы к маме. Словесное поощрение (Иди ко мне!) всячески приветствуется, а попытки снять первые шаги ребенка на видео — не очень. Сейчас ваша главная задача — страховать малыша от падений, поэтому ваши руки должны быть свободны. Пусть «оператором» поработает бабушка или другой член семьи, потому что безопасность — превыше всего!

Как быстро научить ребенка ходить?

Не надо торопить события, даже если малыш не начал ходить в год. Однако вы можете заняться с крохой упражнениями, которые способствуют развитию опорно-двигательного аппарата и мотивируют быстрее сделать первые шаги.

  • Тренируйте крепость и упругость ножек. Очень удобно прыгать на коленях у папы или мамы — с какой-нибудь присказкой типа «По ухабам» или «По кочкам». Другой вариант этого упражнения: ребенок стоит на полу перед мамой или папой и подпрыгивает, держась за руки, со словами «Полетели, полетели».
  • Расставьте по комнате несколько устойчивых предметов (стул, журнальный столик и т.д.). Положите на них «призы» — яркие знакомые игрушки. Малышу интересна «охота» за этими предметами, и это поможет вам научить ребенка ходить без поддержки. Подбадривайте кроху, активно выражайте радость успехам, чтобы повысить мотивацию к продолжению этого незабываемого путешествия. Так, странствуя от одного «острова сокровищ» к другому, легко и играючи осваиваются новые навыки.
Читайте также:
Гнойники в горле без температуры - белые пятна и точки на гландах и миндалинах 2020

Чем нужно запастись, чтобы приблизить первые шаги малыша?

В первую очередь, терпением! Поскольку косточки маленького скелета должны окрепнуть, не следует слишком торопиться с обучением ходьбе.

Чтобы сделать освоение этого навыка комфортным и безопасным, приобретите детские носочки с резиново-пупырчатой подошвой — так ножки малыша не будут скользить по полу. При покупке обуви выберите гибкие ботиночки, плотно сидящие на ножке, — замшевые или из мягкой кожи. Не забывайте, что на «трассе для ходьбы» не должно быть препятствий, о которые ребенок может споткнуться и упасть. Уберите и спрячьте все мелкие предметы, электрические шнуры или удлинители и другие вещи.

Некоторые родители приобретают ходунки, так как считают, что они помогают научить ходить ребенка быстрее и эффективнее. Это опасное заблуждение! Ходунки страхуют ребенка от падений, но лишают инициативы, создают неправильные нагрузки на опорно-двигательный аппарат и мешают освоить навыки баланса. Ребенок должен учиться ходить самостоятельно, и нет ничего страшного в том, что он будет периодически падать. Это тоже очень важный опыт!

Походка у малышей. Правильные первые шаги, как избежать нарушений, как скорректировать проблемы.

Рассказывает Дарья Павловна Минисиярова,

Врач ЛФК, диетолог детского медицинского центра «Аква-Доктор»

В первые годы жизни у детей могут наблюдаться явные нарушения походки. Хотя многие из таких отклонений довольно распространены и проходят самостоятельно, некоторые из них требуют коррекции или проведения лечения.

До тех пор, пока ребенку не исполнится примерно 3 года, его нормальная походка не будет похожа на походку взрослого. Таких отличий достаточно много, и они являются нормальными. Походка ребенка отличается широкой стойкой с быстрой ритмикой (каденсом) и короткими шагами. Ноги у малыша еще ротированы кнаружи. Свод стопы такой же, как у взрослого при плоскостопии. Координация шага и ответного маха рукой развивается только к возрасту 15-18 месяцев. Бежать и менять направление ребенок сможет только после 2-х летнего возраста. К достижению школьного возраста длина шага у ребенка увеличивается, а частота шагов замедляется. Походка и осанка у взрослых возникают примерно в возрасте 8 лет.

Чтобы оценить норму и патологию походки, необходимо знать основные этапы ее нормального развития.

Нормы развития двигательных навыков

Нормы развития двигательных навыков

Сидеть без опоры

Ползать на четвереньках

Поднимитесь по лестнице на четвереньках

Спуск по ступенькам

Подъем по ступенькам (чередуя ноги)

Прыжок на одной ноге, прыжок в длину

Баланс на одной ноге 20 секунд

Нормальные варианты походки у детей

Хотя родители нередко обращаются за консультацией врача по поводу нижеприведенных вариантов, следующие особенности походки у детей считаются нормальными:

Ходьба на пальцах ног распространена до 3 лет.

Подворачивание стопы внутрь может проявляться из-за постоянной антеверсии (поворот с наклоном вперед) бедренной кости. Дети ходят так, чтобы колени и ступни были направлены внутрь (это чаще всего встречается в возрасте от 3 до 8 лет).

Также часто встречается внутренний перекрут большеберцовой кости (колени направлены вперед, а стопы направлены внутрь).

Гибкий С-образный боковой край стопы – приходит в норму самостоятельно к 6 годам.

Кривые ноги (genu varus) распространены с рождения до раннего детства, максимум в возрасте 1 года, часто с расхождением пальцев ног. В большинстве случаев проходит к 18 месяцам.

Стук в коленях (genu valgus) — обычное явление, связанное с ростом пальцев ног. Проходит к 7 годам.

Плоскостопие у детей — обычное дело. Арка стопы ребенка не развивается, по крайней мере, до 2–3 лет. Плоскостопие обычно проходит к 6 годам, но в 15% случаев сохраняется.

Кривые пальцы ног – из-за чрезмерной нагрузки на ноги в детстве.

Если эти нормальные в определенном возрасте отклонения сохраняются позже, чем ожидалось, прогрессируют или асимметричны, сопровождаются болями и функциональными ограничениями, тогда необходима консультация у детского травматолога- ортопеда.

Аномальная походка у детей

К аномальным признакам нарушений, требующим внимания родителей и врачей, относятся следующие:

Анталгическая походка (походка, вызванная болью).

Уменьшено время возможной нагрузки на одну из ног.

Маленький ребенок может проявлять нежелание вставать на ноги.

«Круговая» походка, когда ребенок словно кружится вокруг одной ноги.

Чрезмерное отведение бедра при повороте ноги вперед.

Несоответствие длины ног.

Ограниченная подвижность суставов.

Скованность, волочение стопы с переворотом стопы. Это часто наблюдается при неврологических заболеваниях.

Атаксическая (несогласованная) походка.

Неустойчивость ходьбы (атактическая походка) с чередованием узкой и широкой постановки ног.

Походка Тренделенберга («матросская походка» с вращением бедер, коленей и ступней наружу.

Постоянная походка на носках без контакта опоры с пяткой.

Вышагивающая походка (нога высоко приподнимается при каждом шаге).

Неуклюжая походка (проблемы с координацией движений, падения.

Оценка нарушения походки

Задержка развития навыков ходьбы после 18 месяцев требует тщательной оценки, особенно у мальчиков, чтобы исключить нервно-мышечные заболевания, равно как и общую задержка в развитии речи, слуха, зрения и мелкой моторики. Задержка развития требуют рассмотрения врачом метаболических причин (остеомаляция и лизосомная болезнь). Неблагоприятным признаком является регресс уже приобретенных двигательных навыков, который нередко возникает при артритах, воспалительных миопатиях и нейродегенеративных расстройствах.

Наличие постоянных болей с острым началом и хромотой может указывать на травму или инфекционно-воспалительные заболевания. Незаметные травмы часто встречаются у очень маленьких детей. Перелом у малышей необходимо учитывать у явно здоровых, но не способных встать на ноги или нести свой вес детей. Травмы могут быть вызваны чрезмерным перенапряжением (стрессовые переломы, отрывные переломы). Этот вариант чаще встречается у активных детей.

Читайте также:
Как быстро снять приступ сухого кашля в домашних условиях

Нарушение походки (анталгическая хромота) и скованность чаще встречаются при ювенильном идиопатическом артрите. Страдающие им дети проявляют раздражительность, плохо спят, отказываются ходить.

Если проблемы ухудшаются по утрам или после периодов покоя, это указывает указывают на воспалительные причины.

История укусов клещей с последующими болями в суставах и мышцах может говорить о развившемся боррелиозе.

Сыпь, такая как при псориазе, может быть связана с псориатическим артритом. Фоточувствительная сыпь при артралгии и недомогании, особенно у девочек-подростков, может указывать на системную красную волчанку. Макулопапулезная сыпь, часто возникающая при высокой температуре, характерна для ювенильного артрита.

Как правильно проверить походку ребенка и его устойчивость?

Сначала понаблюдайте за входящим в комнату ребенком — скорость, шаг, равновесие.

Попросите его пройти через комнату, повернуться и вернуться.

Попросите ребенка пройтись, ставя ступни пятку к носку по прямой линии.

Попросите пройтись на носках по прямой, а затем на пятках по прямой.

Попросите ребенка подпрыгнуть на каждой ноге отдельно.

Попросите ребенка сделать неглубокое приседание или сгибание ноги в колене.

Попросите ребенка встать со стула и пройти через комнату, повернуться и вернуться к вам.

Оцените функцию мозжечка — например, попросите малыша поставить ноги вместе, вытянуть руки в стороны и закрыть глаза, либо попасть пальцем в нос при отрытых и закрытых глазах.

Если есть подозрение на отклонения от нормы, необходимо получить консультацию у педиатра или детского травмотолога-отропеда. Врач может назначить следующие виды исследований: анализы крови, посев крови и серологические исследования, анализ на анитетела, рентген, КТ и МРТ, УЗИ, генетическое тестирование.

Как научить ребёнка ходить: основные упражнения, полезные рекомендации и советы по безопасности

В определённый момент многие мамы и папы начинают размышлять над тем, как научить ребёнка ходить. Вопрос этот может возникать в том случае, если родителям кажется, что навык хождения по каким-то причинам у их чада задерживается. Однако следует понимать, что у каждого ребёнка это умение возникает в своём возрасте, вот почему, по меньшей мере, неразумно равняться на знакомых малышей.

Существуют несколько несложных, но эффективных упражнений и методов, которые позволяют укрепить детский позвоночник, развить мышцы нижних конечностей и стимулировать интерес ребёнка к познанию окружающего мира.

Сроки появления навыка

Первые шаги ребёнка обычно можно наблюдать в 12-месячном возрасте. Но это не означает, что все дети овладевают навыком хождения именно в годик.

В чём же особенности ходьбы в раннем или позднем возрасте?

  • очень рано. Случает и так, что ребёнок встаёт на ноги в семимесячном возрасте, а через пару-тройку недель начинает ходить. Медики настороженно относятся к подобной «акселерации», беспокоясь за состояние неокрепшего позвоночного столба. Но смотреть нужно на малыша. Если он развивается опережающими темпами, то особо волноваться не следует;
  • рано. Если ребёнок пошёл в 9 месяцев, то также принято считать, что его двигательные способности формируются раньше нормативных сроков. Переживать также не стоит, но только если родители специально не стимулировали навык хождения;
  • поздно. Ходьба в 16 месяцев и даже чуть позже тоже считается нормой. Подобное встречается у здоровых ребятишек, но чаще запаздывание моторных умений связано с недоношенностью либо большим весом.

Как только малыш овладеет навыком самостоятельного передвижения, можно заметить отличие его ходьбы от хождения взрослых людей. Ребёнок будет ставить ступни рядом друг с другом, «печатать» шажки из-за неумения перекатываться с пяточки на носочек. Это нормально.

Они смогут оценить состояние опорно-двигательной и нервной системы и посоветуют нужные терапевтические процедуры, в том числе массажные и гимнастические упражнения, плавание.

Что может затормозить появление навыка?

Если ребёнок не пошёл в 12 месяцев самостоятельно, но в то же время развивается нормально, без неврологических и ортопедических болезней, не следует особо переживать.

Как уже было сказано выше, способность ходить в 12 месяцев – усреднённый нормативный показатель. Однако родителям необходимо знать, что способно затормозить возникновения навыка хождения:

  • чрезмерная упитанность. Ребятишки набирают лишний вес из-за непродуманного рациона, переедания и нарушенного обмена веществ. Ненужные килограммы нагружают позвоночник, в результате чего ребёнок не может принять вертикальное положение;
  • темперамент. Флегматичные и меланхоличные дети ползают и ходят несколько позже более «заводных» холериков и сангвиников. Подобная закономерность возникает из-за связи моторной активности с особенностями нервно-психической организации;
  • генетика. Запаздывание ходьбы – семейная черта? В этом случае бессмысленно ждать от ребёнка скорейшего возникновения навыка ходьбы;
  • климат. Жители южных регионов планеты, как правило, быстрее овладевают моторными навыками, нежели уроженцы северных территорий;
  • боязнь. Детское хождение всегда сопровождается маленькими неудачами в виде спотыкания, падения. Некоторые малыши, пережив неудачный опыт, страшатся ходить без поддержки родителей;
  • стресс. Малыши чувствительны к любому изменению психологической атмосферы. Незнакомая обстановка, скандалы в семье, наказания и прочие неблагоприятные условия приводят к возникновению стрессовой ситуации. Ребёнок пойдёт, как только почувствует себя в безопасности;
  • заболевание. Даже обыкновенная простуда ослабляет грудничка. Некоторые дети даже забывают навык после того, как хворали в течение некоторого времени. Однако через пару недель умения с лёгкостью возвращаются.

Создание условий для ходьбы

Если родители не знают, как научить ребенка ходить самостоятельно, следует обратиться к наблюдающему малыша доктору. Вполне вероятно, что он порекомендует взять на заметку один из следующих популярных методов обучения:

  • в обуви. Многие специалисты рекомендуют обувать детей, прежде чем они начнут передвигаться самостоятельно. Естественно нужно брать только качественные ортопедические башмачки. Такая обувь изготовлена из натуральных материалов, плотно охватывает ножку, отличается наличием жёсткого задника и супинатора, который поддерживает свод ступни;
  • босиком. Согласно этому подходу, спешить с обуванием ребёнка не стоит, особенно если навык ходьбы начал появляться в тёплое время года. Хождение «нагими» пятками по твёрдой поверхности позволяет укрепить связочно-мышечный аппарат, суставы, сформировать правильный свод стопы;
  • на безопасной поверхности. Ребёнок двигается неуверенно, поэтому нужно ограничить его передвижение по скользким поверхностям: кафельной плитке, линолеуму, паркетным доскам. Если малыш всё же по полу скользит, нужно приобрести носочки с резиновой подошвой, улучшающей сцепку с поверхностью;
  • по свободной территории. Когда малыш учится ходить, родителям стоит обеспечить ему простор. Это означает убирание подальше крупногабаритных предметов с пути юного «путешественника», а также предоставление доступа и в другие помещения квартиры;
  • с вожжами. Родители, ведущие ребёнка «на поводке», подвергаются всяческой критике, а также косым взглядам со стороны окружающих. Однако такое приспособление сможет поспособствовать, если малыш боится ходить без поддержки.
Читайте также:
Внутрисуставные инъекции в коленный сустав: список препаратов

Учим ребёнка ходить

Прежде чем приступать к обучению, нужно удостовериться в том, что ребёнок готов к усвоению этого навыка. Поторапливать младенца не следует, но и пропускать наиболее подходящий момент также не стоит.

Чем больше признаков готовности наблюдается, тем проще будет научить малыша ходить. А поспособствуют ускоренному обучению определённые упражнения, о которых и пойдёт речь дальше.

Подготовительный этап

Многое будет зависеть от того, что заложат родители в начале его жизненного пути. Вот почему перед тем, как быстро научить ребёнка ходить, необходимо подготовить детский организм к последующим нагрузкам.

Младенец, много двигающийся, проявляющий активность и заинтересованность в познании окружающего мира, начнёт ходить скорее сверстников, которые постоянно лежат и мало шевелятся.

Чтобы ребёнок подрастал более физически подготовленным и крепким, нужно ежедневно выполнять определённые упражнения:

  • выкладывание на животик. Как только малыш начнёт переворачиваться на животик, можно почаще его выкладывать в такое положение. Это позволит укрепить шейные и спинные мышцы;
  • перевороты. Ребёнок в 2 месяца уже пробует переворачиваться во время снятия одежды или смены пелёнок. Маме стоит поощрять такие «выкрутасы», ведь они совершенствуют мускулатуру конечностей и шейно-спинного отдела;
  • принятие сидячего положения. Примерно в 4 — 6-месячном возрасте ребёнок начинается присаживаться, а уже в 8 месяцев способен сидеть полноценно. Когда он находится в сидячем положении, предлагайте ему дотягиваться до куклы или машинки.
  • ползание. Ребёнок, желая достать нужный предмет, пытается ползать. Это очень важные упражнения, поэтому родителям следует стимулировать малыша передвигаться на четвереньках или по-пластунски как можно чаще.

Упражнения для раннего возраста

Как правильно научить маленького ребёнка ходить? Прежде всего, не нужно настаивать, напротив, рекомендуется внимательно следить за развитием младенца. Следующие занятия помогут совершенствованию навыка хождения:

  1. Упражнения на фитболе. Ребёнка 6 — 9 месяцев можно усаживать на большой мячик спиной к себе, поддерживая его за бёдра. Маленького «наездника» покачивают в разные стороны для тренировки вестибулярного аппарата и координированности действий.
  2. С 9-месячного возраста детей можно приучать стоять на твёрдой поверхности. Ребёнка поворачивают спинкой к себе, поддерживая за грудину. Потом приподнимают его вверх, чтобы он смог сам подняться с корточек и выпрямить ножки. Это упражнение можно сделать под музыку.
  3. Также 9-месячного малыша нужно стимулировать подниматься с коленок. Для этого нужно привлечь его внимание с помощью куклы либо машинки, которую кладут подальше на диван. Ребёнок, стремясь достать игрушку, встаёт и пытается пойти.
  4. Ещё один вопрос: как научить ребёнка стоять без опоры. Специалисты советуют дождаться момента, когда младенец будет стоять у надёжной стойки, и дать ему любимую игрушку. Потом ему предлагается ещё один игровой предмет, чтобы он вынужденно отпустил опору, за которую держится.

Упражнения для детей постарше

Ребёнок учится и растёт быстро, поэтому нужно постоянно придумывать новые занятия.

Специалисты советуют выполнять несколько полезных упражнений:

  • с 10 месяцев можно использовать для тренировки навыка хождения обычную детскую коляску (для девочек) или толокар (для мальчиков). Коляска толкается вперёд, а ребёнок следует за ней. Родители же подстраховывают его со спины;
  • как только кроха научится уверенно держаться (на десятый месяц жизни), подключают упражнения с палочками. Длина этих устройств – примерно 100 см. Ребёнок их захватывает, а родитель кладёт свои руки на детские ручки. Переставляя палочки вперёд, малыш обучается ходьбе;
  • в 10 месяцев дети обычно пытаются ходить самостоятельно, однако некоторые боятся больших пространств. Ребёнка запускают в обруч, а потом это спортивное приспособление перемещают таким образом, чтобы малыш был вынужден ходить;
  • если малыш уже умеет ходить (обычно в 11 месяцев), придерживаясь за родительскую руку, можно обучить его передвигаться с препятствиями. На небольшой высоте нужно натянуть верёвку, а ребёнок должен её переступать.

Техника безопасности

Прежде всего, следует озаботиться безопасностью ребёнка во время тренировки навыков хождения. Первый совет – не ставьте кроху на ноги, если он ещё слишком мал и не готов к передвижению. О чём ещё необходимо помнить?

  • приобретайте специальную обувь, предназначенную для прогулок. Откажитесь от пинеток и мягких сандалий. Оптимальные туфли – облегчённые, с жестковатой подошвой. Если нижняя часть кажется родителям скользкой, её можно отшлифовать наждачкой;
  • как уже было отмечено, откажитесь от тренировки хождения на скользкой поверхности, чтобы избежать травм и повреждений. Кроме того, некоторые малыши перестают даже пытаться ходить, столкнувшись со слишком гладким покрытием;
  • неопытному «ходоку» нельзя сталкиваться с преградами: ступеньками, порогами, коврами и прочими барьерами. Только когда ребёнок научится ходить, можно придумывать различные препятствия, на начальном же этапе их следует обязательно избегать;
  • также следует обезопасить младенца от острых мебельных уголков, больших напольных вазонов, распахивающихся дверей и лежащих в шкафах коробок и банок с бытовой химией, хрупких предметов и свисающих скатёрок;
  • откажитесь от применения ходунков, в которых малыш будет не ходить, а ездить, причём очень быстро. К тому же такое приспособление не будет стимулировать ребёнка самостоятельно передвигаться.
Читайте также:
Йодовая сетка - применение ТОП 7. Как наносить при кашле, на горло, грудную клетку, суставы

Заботясь о детской безопасности, необходимо не удариться в другую крайность – чрезмерную опеку. Дети должны двигаться самостоятельно, свободно, а родителям нужно просто помогать и подстраховывать малышей от травмы.

Решение возможных трудностей

Вышеописанные рекомендации отвечают на вопрос, как помочь ребёнку быстро научиться ходить.

Обычно процесс обучения проходит гладко, но в некоторых случаях возможны некоторые проблемы, о которых следует знать:

  1. Постоянные падения. Ребёнок только учится ходить – следовательно, он будет падать в силу неумелости и неразвитости вестибулярного аппарата. Однако если падения слишком частые, можно заподозрить плохое зрение и обратиться к офтальмологу.
  2. Страх самостоятельного хождения. Обычно такое случается с чрезмерно чувствительными ребятишками. Если малыш испугается чего-то во время ходьбы или упадёт, нужно не ругать его, а поддерживать и всячески стимулировать к ходьбе.
  3. Повышенный тонус голенных мышц. Если ребёнок ходит на носочках, следует обратиться к доктору. Причина в гипертонусе мышц? В таком случае специалист назначит специальную расслабляющую гимнастику и массаж.
  4. Неверное положение ступней. Как научить ходить ребёнка, если тот постоянно косолапит, «заваливает» наружу или внутрь стопы? Эти положения неправильные, поэтому важно проконсультироваться с ортопедом и провести коррекционные занятия.

Нужно ли учить ребёнка ходить? Неожиданный вопрос, поскольку именно об обучении мы писали выше. Однако следует понимать, что под учением мы понимаем скорее тренировку, если малыш развивается в оптимальном темпе.

Целенаправленное обучение необходимо лишь в том случае, если ребёнок запаздывает с навыком и доктор назначает специальные упражнения. Помните, что все ребятишки развиваются индивидуально!

13 советов для родителей и учителей, как правильно учить гиперактивных детей

Ребенок не может долго заниматься одним и тем же и часто отвлекается. Резко срывается с места и начинает носиться по комнате или школе. Все это могут быть признаки синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Паниковать рано! Таких детей тоже можно успешно учить, если знать, как с ними работать. Психолог, психотерапевт GMS Clinic Инна Пасечник составила памятку по работе с гиперактивными детьми.

Физиологическими особенностями детей с СДВГ являются следующие проявления:

1. Ребенок нуждается в том, чтобы постоянно двигаться, ему трудно во время уроков сидеть ровно: такие дети отвлекаются, разговаривают на уроках, «крутятся», раскачиваются, сидят, подложив ноги под попу, при утомлении их моторная активность повышается.

Это связано с особенностями работы мозга у детей с СДВГ, они нуждаются в постоянном поступлении питательных веществ в мозг, которое возможно только при движении. Если ребенка с СДВГ убедить сидеть спокойно, то ему будет труднее думать.

В связи с этим рекомендуется позволять определенный уровень моторной активности ребенку во время урока. В случае если ребенок утомляется, то разрешать ему (находить законный повод) походить по классу или сделать несколько активных упражнений (протереть с доски, раздать тетради, сходить за водой).

2. Ребенок очень устает от рутины , ему становится невыносимо скучно делать однотипные задания, если он уже разобрался.

В связи с этим в мировой педагогической практике принято снижать количество однотипных заданий (в том числе домашних заданий) для детей с СДВГ на 30%, не требовать от них выполнения всех примеров, в случае, если ребенок уже усвоил тему. Количество повторений у детей с СДВГ никак не влияет на качество усвоения информации.

Кроме того, допустимо, чтобы ребенок с СДВГ мог во время урока рисовать в черновике или крутить что-то в руках. Они склонны делать несколько дел одновременно, что никак не влияет на качество восприятия информации на уроке. В противном случае, ребенок начинает отвлекать своих соседей, активно двигаясь и разговаривая с ними.

3. Ребенок с СДВГ чаще всего не способен красиво и аккуратно оформлять свои работы , он допускает исправления, помарки, неточное оформление заданий.

Рекомендуется обращать внимание на содержание работы, а не на качество ее оформления, так как регулярное снижение балла за неправильно оформленную работу будет значительно снижать мотивацию к учебе.

4. Дети с СДВГ боятся больших объемов .

Если ребенку с СДВГ сразу предложить выполнить 20 примеров, он испугается и впадет в ступор или отчаяние, так как большие объемы работы их пугают. Однако, если ребенку дать те же 20 примеров на отдельных карточках 5 раз по 4 примера, это заметно улучшит его производительность. Ребенок с удовольствием выполнит все 20 примеров, кроме того, это будет хорошая возможность подвигаться между получением следующей карточки. Таким образом, детям с СДВГ необходимо делить большие объемы заданий на несколько маленьких частей.

Читайте также:
Лекарства от простуды, таблетки от гриппа, список средств

5. Ребенок с СДВГ может забывать бытовые вещи и часть пунктов при выполнении задания по плану , они даже могут забывать конечную цель деятельности (плохая оперативная память).

Часто детям с СДВГ снижают оценки из-за того, что они забывают выполнять часть заданий в упражнениях. Рекомендуется отдельно концентрировать их внимание на всех пунктах задания в упражнении. Например, спрашивать именно этого ребенка, что нужно не забыть выполнить в задании.

Кроме того, эти дети склонны забывать свои вещи. Поэтому можно им чаще напоминать о них или отдельно поощрять за то, что не забыл все взять с собой. Эффективным оказывается использование «напоминалок» — маленьких записочек, наклеек в пенале или объявлений на стенке, благодаря которым ребенок может вспомнить о необходимости взять с собой вещь, куда-то сходить или что-то сделать.

6. Ребенок с СДВГ часто отвлекается .

Желательно детей с СДВГ сажать ближе к учителю, чтобы им легче было сосредоточиться, а в случае, если ребенок отвлекся, слегка прикасаться к его руке, чтобы он смог снова сконцентрировать внимание. Возможно специально обсудить с ребенком способы, с помощью которых он сможет не отвлекаться на уроке.

7. Дети с СДВГ плохо ориентируются во времени .

Это никак не связано с интеллектуальным развитием ребенка. Однако ребёнок с СДВГ часто не замечает, что прошло больше времени, чем он рассчитывал. В результате, дети опаздывают, не успеваю что-то доделать. В таких случаях рекомендуется либо самостоятельно напоминать время, либо научить ребенка ставить таймер, либо ставить таймер или песочные часы так, чтоб их видели дети и могли самостоятельно ориентироваться.

8. Ребенок с СДВГ может очень чем-то увлекаться, это его сильная сторона , поэтому в случае, если ребенок в чем-то неуспешен, то можно восстановить его авторитет в глазах одноклассников через привлечение его к деятельности, к которой он проявил интерес и показал свою осведомленность.

9. Дети с СДВГ импульсивны .

Ребенку с СДВГ трудно удержаться и не выкрикнуть на уроке, если он знает ответ, ему трудно не вмешаться в деятельность, если происходит что-то для него интересное.

На уроках возможно введение специальных табличек, на которых дети могут фиксировать ответ на вопрос учителя, чтобы им не надо было терпеть, если отвечает другой ученик. А также возможно введение специального поощрения для ребенка, если он не выкрикнул, проявил терпение. Например, в случае, если ребенок удержался от импульсивного действия, разрешить ему раздать тетради.

10. Дети с СДВГ эмоциональны .

В связи с этим они могут сильно обижаться, если у них что-то не получается или с ними не общаются одноклассники (дети с СДВГ очень коммуникабельны: любят поговорить, пообщаться со всеми). В этом случае ребенку нужна поддержка или помощь в налаживании отношений с одноклассниками, можно вмешаться в игру детей и распределить роли, показав ребенку, как он может участвовать в игре. В противном случае могут возникать конфликты между ребенком с СДВГ и другими детьми.

11. Ребенка с СДВГ можно научить выполнять те вещи, которые для него сложны по физиологическим причинам, но для этого ему нужно создать внешнюю мотивацию .

Для этого используется система поощрения (бонусная система). Ее возможно использовать совместно с родителями. Например, вводится несколько правил (3 правила), которые ребенок должен выполнять в школе, за выполнение которых ребёнок получает «плюсики» от учителя в специальный дневник (такой дневник ребёнок готовит сам дома, красиво оформляя его). Правила должны быть короткие и конкретные. Например, «дожидаться, когда тебя спросит учитель, не выкрикивать», «выполнять все задания в классе», «записывать все примеры в тетрадь» и т. д. При этом за выполнение правил на каждом уроке ребенок получает плюсики, плюсик ставится каждый раз, когда ребенок выполняет правило. Далее родители награждают ребенка за определённое количество «плюсиков». Для этого дома составляется лист вознаграждений: каждый «бонус» стоит определённое количество «плюсиков».

Эта система — исключительно система наград, то есть «минусы» не ставятся и «плюсики» не сгорают. Это связано с тем, что поведение ребенка с СДВГ такое непоседливое, что «плюсики» он будет терять быстрее, чем их накапливать, и таким образом система перестанет работать, ребенок потеряет к ней интерес и, в результате, невозможно будет ребёнка чем-то замотивировать.

Детей с СДВГ необходимо вести только на системе поощрения, система наказаний либо не работает, либо быстро приводит детей с СДВГ к депрессиям, что также ухудшает их поведение.

12. Система выработки навыка желательного поведения может быть использована и для всего класса в целом (Система Б. Фурмана «Навыки ребенка» (Kid’s skills) — есть такая книга).

В этом случае выбирается один навык, которому учится весь класс. Например, быть готовым к уроку вовремя. Это значит, что, как только прозвонит звонок, дети должны ровно стоять около своей парты, на столе должны лежать вещи, необходимые на уроке. Если все дети смогли это сделать, то учитель их хвалит и кладет шарик в специальную банку. Когда банка оказывается полной, это означает, что класс освоил навык. За это дети награждаются тем, что они любят: чаепитие, грамота от директора, поход в зоопарк.

Читайте также:
Капли Галоперидол инструкция по применению, дозировки, аналоги, отзывы

Опыт применения такой программы показал, что при выработке одного навыка дети становятся в целом успешнее во всех сферах и их поведение становится лучше в целом.

13. В целом, ребенка можно привлекать к помощи учителю, это его сильно вдохновит , поднимет ему настроение и мотивирует на сотрудничество.

Как помочь малышу научиться ходить: советы педиатра (2021-08-02 11:34:46)

Как помочь малышу научиться ходить: советы педиатра

«Ну когда же он пойдет?» — этот вопрос появляется у молодых родителей, как только их кроха начинает вставать на ножки. Хотя на самом деле поводов для нетерпения нет даже в том случае, если ребенку уже исполнился год.

Тем не менее большинству родителей хотелось бы, чтобы первые шаги их чада состоялись поскорее. Можно ли помочь крохе быстрее освоить навык ходьбы и как сделать это правильно?

Как подготовить организм малыша к первым шагам

Прежде всего стоить помнить: специально научить маленького человечка ходить невозможно и слишком форсировать события не стоит. Ходьба — очень сложный навык, в котором задействована нервная система (головной и спинной мозг, периферические нервы, проводящие импульсы к мышцам и обратно), опорно-двигательный аппарат (кости, мышцы и соединения между ними), а также орган равновесия, расположенный во внутреннем ухе. Только в том случае, если все участники процесса достаточно развиты, возможны самостоятельные шаги. Воздействовать на это извне удастся лишь отчасти; тем не менее кое-что родителям все же под силу.

Верные союзники в освоении ходьбы — те же, что и во многих других случаях: гимнастика, массаж, правильное питание и режим дня.

Физические упражнения укрепят мышцы ребенка, а массаж еще и нормализует их тонус, нарушения которого часто встречаются у детей до года и могут замедлить освоение ходьбы. Своевременное появление в меню малыша молочных продуктов, богатых кальцием, и рыбы — источника полиненасыщенных жирных кислот — снабдит кроху веществами, необходимыми для развития опорно-двигательного аппарата и головного мозга. А долгие прогулки на свежем воздухе и размеренное чередование активности и отдыха создадут хорошие условия для развития нервной системы.

Худощавые малыши начинают ходить раньше полных. Неокрепшей костно-мышечной системе сложнее справиться с большим весом, и «крепыши» чаще запаздывают с освоением навыков движения.

Даже если в освоении ходьбы малыш немного отстает от сверстников, но ползает или пробует вставать, а врачи находят его здоровым, значит, первый шаг только вопрос времени.

Время первых шагов пришло

Главный признак того, что первый шаг уже не за горами, — умение стоять. Первые попытки принять вертикальное положение малыши обычно делают в 8–9 месяцев. Поначалу кроха пробует вставать, держась за опору, затем пытается пританцовывать на месте и двигаться приставным шагом вдоль стены или кроватки. Следующий важный этап — научиться стоять без поддержки. Как правило, на это способны дети в 10–11 месяцев. А вот если кроха освоил это умение уже в 6 месяцев, слишком радоваться не стоит — часто это происходит из-за повышенного мышечного тонуса в ногах.

Игра и тренировка первых шагов

Чтобы укреплять мышцы, участвующие в процессе ходьбы, поощряйте малыша самостоятельно добираться до игрушек ползком или шагом с опорой. Ползание — очень ценное упражнение: оно формирует правильную осанку, укрепляет мышцы спины, ног, рук, брюшного пресса, шеи. Помимо этого, пританцовывайте с ребенком, держа его под мышками, чтобы он учился переносить вес тела на стопы. Положите лежащему малышу под ноги мягкий мячик и предложите отталкивать его ногами. А на большом надувном мяче кроха может высоко прыгать с вашей поддержкой. Почаще раскладывайте в комнате большие подушки и игрушки разных форм, поощряя ребенка переползать через препятствия и дотягиваться до разных предметов. Стимулируйте интерес малыша любимыми забавами, но не заставляйте делать упражнения через силу — они должны доставлять только радость.

Приспособления для обучения ходьбе

В детских магазинах можно найти массу игрушек, придуманных, чтобы помочь малышу ходить: от ходунков до всевозможных «толкалок» и «тянулок». В обращении с ними есть свои нюансы. Так, ходунки не столько развивают навык ходьбы, сколько обеспечивают малышу безопасное развлечение, пока мамы нет рядом. Чтобы не перегружать нижние отделы позвоночника, находиться в них лучше не более 15 минут 2–3 раза в день. Для развития чувства равновесия малышу полезнее сделать один шаг без опоры, чем десяток — с поддержкой. По этой причине не стоит возлагать больших надежд на «толкалки» в форме машинок и тележек. Они не научат ребенка ходить, хотя и послужат для него неплохим стимулом.

Мягкие закругленные накладки на углы мебели защитят малыша от непредвиденных ударов и травм. Легко крепятся к углам столов, тумбочек, шкафов и других предметов. Для надежной фиксации изделия достаточно двустороннего скотча. Накладки не портят мебель и могут быть удалены, не оставив следов.

УФНС России по Московской области приглашает организации и индивидуальных предпринимателей 26 ноября 2021 года в 11.00 принять участие в онлайн-конференции по теме: «Налог на прибыль. Льготы федеральные и региональные»

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: